НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.2017 № А13-1477/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2017 года

Дело №

А13-1477/2017

Резолютивная часть постановления  объявлена   18 декабря 2017 года.

Полный     текст     постановления     изготовлен   21 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и                      Савицкой И.Г.,

рассмотрев 18.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2017 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 16.08.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Осокина Н.Н.) по делу                     № А13-1477/2017,

у с т а н о в и л:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Рустикова Владимира Сергеевича (ОГРНИП 304352909000032, ИНН 350900018868) 8648 руб. 42 коп. платы по договору купли-продажи лесных насаждений, в том числе 3232 руб. 41 коп. – в доход федерального бюджета, 5416 руб. 01 коп. – в доход бюджета Вологодской области.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017, в удовлетворении исковых требований  отказано.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права – статей 76 и             79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы   за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310). Податель жалобы полагает, что Департамент как организатор аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с целью заготовки древесины неверно определил начальную продажную цену лесных насаждений; в дальнейшем (по итогам проверки) при уточнении начальной цены он обоснованно при расчетах применил повышающий коэффициент 1,05 с учетом ликвидного запаса древесины на одном гектаре лесосеки, установленный Постановлением  № 310; сумма иска определена как разница между скорректированной начальной ценой аукциона и внесенной ответчиком платой по договору.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что Департамент (продавец) и                            ИП Рустиков В.С. (покупатель) на основании протокола об итогах лесного аукциона от 19.06.2014 № 10/59 заключили договор купли-продажи лесных насаждений от 09.07.2014 № 10/64, согласно которому Департамент продает, а предприниматель покупает лесные насаждения на территории Вологодской области, Грязовецкого района, Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества, Жерноковского участкового лесничества леса КСП «Вохтога», квартал № 4, выдел № 3, делянка № 2, на площади 12,7 га и осуществляет заготовку древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород в объеме 2253 куб.м.

Обязательства по внесению платы по названному договору                                  (185 073 руб.) исполнены ИП Рустиковым В.С. в полном объеме.

По результатам проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства проверки правильности исчисления платы по договорам купли-продажи лесных насаждений выявлен неполученный доход бюджета в связи с неправильным исчислением платы по вышеназванному договору вследствие неприменения повышающего коэффициента 1,05 при проведении сплошных рубок при ликвидном запасе древесины от 150,1 куб.м на 1 га, предусмотренного пунктом 7 примечаний к таблице 1 Постановления № 310.

Размер доначисленной платы по договору купли-продажи лесных насаждений от 09.07.2014 № 10/64 составил по расчету Департамента 8648 руб. 42 коп., в том числе 3232 руб. 41 коп. подлежит внесению в доход федерального бюджета, 5416 руб. 01 коп. – в доход бюджета Вологодской области.

21.12.2016 Департамент направил ИП Рустикову В.С. претензию                         № 07-02-10/1135, предложив в срок до 19.01.2017 добровольно оплатить задолженность по спорному договору, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Департамента в суд с вышеназванными исковыми  требованиями.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и сделали вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с названным  Кодексом. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

Из пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ следует, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена заготавливаемой древесины) определяется в соответствии со статьей 76 названного Кодекса, но не ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

В силу части 1 статьи 76 ЛК РФ плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно частям 2 и 3 статьи 76 ЛК РФ минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Из приведенных нормативных положений следует, что начальная цена предмета аукциона является регулируемой и не может быть ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а конкретный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается по результатам аукциона и не является регулируемым (он определяется по итогам открытой конкурентной борьбы).

При этом ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности утверждены Постановлением № 310., пунктом 7 примечаний к таблице 1 которого при проведении сплошных рубок предусмотрено применение коэффициента с учетом ликвидного запаса древесины на 1 га лесосеки: а) 0,9 – при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб.м                     на 1 га; б) 1 –  при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб.м на 1 га; в) 1,05 – при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб.м на 1 га.

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что согласно ведомости материально-денежной оценки выдела/подвыдела лесного участка из 12,7 га общей площади лесного участка на части эксплуатационной площади (9,6 га) ликвидный запас древесины составил 188 куб.м на 1 га, на оставшейся части (3,1 га) – 146 куб.м на 1 га.                  При расчете начальной цены предмета аукциона в отношении всех эксплуатационных частей лесного участка применен корректирующий коэффициент с учетом запаса древесины равный 1, в то время как в отношении части эксплуатационной площади 9,6 га подлежал применению корректирующий коэффициент, равный 1,05.

С учетом указанного коэффициента минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений согласно представленному Департаментом расчету составляет 184 496 руб. 59 коп.; цена договора от 09.07.2014 № 10/64 по результатам торгов составила 185 073 руб.

Таким образом, как правильно установлено судами, сформированная по результатам лесного аукциона цена превышает минимальный размер платы, определяемый в соответствии со статьями 76, 79 ЛК РФ.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суды двух инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных              статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу № А13-1477/2017  оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области  –  без удовлетворения.

Председательствующий

И.С. Любченко

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая