АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 августа 2015 года Дело № А56-68565/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» ФИО1 (доверенность от 09.09.2014 № ), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу Хода И.В. (доверенность от 12.01.2015 № 03-40/10) и ФИО2 (доверенность от 17.08.2015 № 13-40/26), от общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Логистика» ФИО3 (доверенность от 27.11.2014 № 395/14),
рассмотрев 18.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу № А56-68565/2014 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Трансойл», место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 18А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197343, Санкт-Петербург, Земледельческая улица, дом 7, корпус 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), от 16.05.2014 № 432 (в части пунктов 2 и 3 его резолютивной части) и от 16.04.2014 № 14 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 76,ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), от 15.07.2014 № 16-13/28467.
До рассмотрения судом первой инстанции дела по существу Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказалось от требования о признании недействительным решения Управления от 15.07.2014 № 16-13/28467. Отказ принят судом, производство по делу по этому требованию Общества прекращено.
В остальной части решением суда первой инстанции от 18.12.2014 (судья Семенова И.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, установив обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Логистика», место нахождения: 117420, Москва, улица Наметкина, дом 12, строение 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Транснефть-Логистика»).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Общество в порядке статьи 49 АПК РФотказалось от требования о признании недействительным решения Управления от 15.07.2014 № 16-13/28467. Отказ принят судом, производство по делу по этому требованию Общества прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2015 решение от 18.12.2014 отменено, оспариваемые решения Инспекции признаны недействительными.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 15.04.2015 в части удовлетворения заявленных Обществом требований и принять по данному делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно предъявило к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «Транснефть-Логистика», в которых в отношении услуг, оказанных по договору от 25.03.2013 № 34/13/М, применена налоговая ставка 18 процентов. Налоговый орган утверждает, что услуги, оказанные Обществу, на основании подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
В отзывах на кассационную жалобу ООО «Транснефть-Логистика» и ООО «Трансойл», считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а жалобу налогового органа – без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители ООО «Транснефть-Логистика» и ООО «Трансойл» просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу налогового органа – без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 14.11.2013 уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2013 года, в которой к возмещению из бюджета предъявлено 71 657 411 руб. налога. В этой налоговой декларации Общество заявило о применении ставки 0 процентов к выручке по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 7 218 824 481 руб. и предъявило к вычету 517 849 824 руб. НДС, относящего к данным операциям. По итогам проверки налоговый орган составил акт 28.02.2014 № 1392 и принял решения от 16.05.2014 № 432 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 16.04.2014 № 14 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением от 16.05.2014 № 432 Инспекция уменьшила на 537 268 руб. НДС, предъявленный к возмещению за II квартал 2013 года, а также рекомендовала внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Инспекции от 16.04.2014 № 14 Обществу отказано в возмещении из бюджета 537 268 руб. НДС.
Управление решением от 15.07.2014 № 16-13/28467 оставило без удовлетворения жалобу Общества на решения Инспекции. При этом вышестоящий налоговый орган указал, что в решении № 14 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, содержится опечатка в дате его вынесения: вместо 16.04.2014 должно быть указано 16.05.2014.
Общество оспорило решения Инспекция в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о том, что услуги, оказанные ООО «Транснефть-Логистика» (российской организацией, владеющей железнодорожным подвижным составом), подпадают под действие подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, соответственно, в счетах-фактурах, выставленных названной организацией при реализации транспортно-экспедиционных услуг, неправомерно применена налоговая ставка 18 процентов.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Общества. Принимая такое решение, суд исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий для применения ООО «Транснефть-Логистика» налоговой ставки 0 процентов при реализации Обществу спорных транспортно-экспедиторских услуг.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно предъявило к вычету 537 268 руб. НДС по счетам-фактурамот 30.04.2013 № 343 и от 31.05.2013 № 436, выставленным ООО «Транснефть-Логистика» при оказании услуг по организации перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом (не включая услуги по транспортировке). В обоснование своей позиции о неправомерном применении ставки 18 процентов в отношении спорных услуг налоговый орган сослался на следующие обстоятельства. В соответствии с транспортными железнодорожными накладными, отраженными в актах об оказании услуг, спорные услуги ООО «Транснефть-Логистика» оказаны при перевозке экспортных грузов в Италию. Грузоотправителем в накладных значится Общество, перевозчиком - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), плательщиком - ООО «Транснефть-Логистика». На транспортных накладных проставлены штампы Воронежской таможни «Выпуск разрешен», подтверждающие помещение нефтепродуктов под таможенную процедуру экспорта. ООО «Транснефть-Логистика» является российской организацией, владеющей железнодорожным подвижным составом.
Согласно общему правилу, предусмотренному статьей 171 НК РФ, сумма НДС, исчисленная налогоплательщиком по совершенным им операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит уменьшению на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов регулируется статьей 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 названного Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном этой статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемый период осуществляло отгрузку на экспорт нефтепродуктов, для последующей отправки товара на экспорт с наливного пункта «Никольское» нефтепродукты перевозились железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации в порты.
Общество (заказчик) заключило с ООО «Транснефть-Логистика» (исполнитель) договор от 25.03.2013 № 34/13/М, предметом которого является оказания услуг по организации перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом (не включая услуги по транспортировке). Указанные услуги включают в себя: оформление и согласование с перевозчиком (открытым акционерным обществом «Российские железные дороги») заявок по форме ГУ-12; оперативное внесение и согласование корректировок в график погрузки ГУ-12 по количеству вагонов и датам в течение месяца отгрузки; ведение учетной карточки; раскредитование железнодорожных накладных на прибывшие вагоны; приемка вагонов в коммерческом отношении и заполнение свидетельства о технической пригодности под погрузку; организация подачи, уборки вагонов под погрузку нефтепродуктов на эстакаду налива; составление, согласование и подписание ведомости налива; оформление и предоставление перевозчику железнодорожных накладных; оплату услуг перевозчика, оказанных в пункте отправления, в том числе подачи и уборки и т.д.
ООО «Транснефть-Логистика» выставило Обществу за оказанные услуги счета-фактуры, в которыхотразило стоимость услуг с учетом НДС по ставке 18 процентов.
В уточненной налоговой декларации за II квартал 2013 года Общество предъявило к вычету 537 268 руб. налога по указанным счетам-фактурам.
В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
По мнению налогового органа, из названной нормы следует, что российские организации (за исключением перевозчиков на железнодорожном транспорте), владеющие железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды, при осуществлении перевозок экспортируемых товаров железнодорожным транспортом между пунктами отправления и назначения, находящимися на территории Российской Федерации, применяют налоговую ставку по НДС 0 процентов как при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, так и при оказании транспортно-экспедиционных услуг без предоставления подвижного состава и (или) контейнеров, принадлежащих этим организациям на указанных основаниях.
Общество в свою очередь полагает, что фактически действия, которые ООО «Транснефть-Логистика» совершает в рамках договора от 25.03.2013 № 34/13/М, свидетельствуют об оказании транспортно-экспедиционных услуг. Однако, оказание этих услуг без предоставления контрагентом собственного и (или) арендованного железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров не позволяет отнести их к услугам, поименованным в подпункте 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Признавая позицию налогового органа необоснованной, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доводы Инспекции основаны на неправильном толковании подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Как указал, суд ООО «Транснефть-Логистика» не предоставляло железнодорожный подвижный состав (вагоны) Обществу, не использовало для оказания Обществу спорных услуг собственные и/или арендованные вагоны.
Поэтому, по мнению апелляционного суда, тот факт, что ООО «Транснефть-Логистика» является российской организацией, владеющей железнодорожным подвижным составом, не свидетельствует о том, что налогообложение спорных услуг должно производится по налоговой ставке 0 процентов.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно абзацу 1 подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ в редакции, действующей до 01.10.2011, обложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ.
Федеральным законом от 19.07.2011 № 254-ФЗ, вступившим в действие с 01.10.2011, абзац 1 подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ дополнен включением в него транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Общество не оспаривает, что ООО «Транснефть-Логистика» в рамках договора от 25.03.2013 № 34/13/М оказывало транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемых товаровна территории Российской Федерации от станции Никольское ЮВЖД до станции Грушовая СКЖД.
Факт наличия у ООО «Транснефть-Логистика» в период оказания спорных услуг подвижного состава на праве собственности (праве аренды) подтвержден данными, полученными налоговым органом от Федерального агентства железнодорожного транспорта (письмо от 25.06.2014 № УИП-4/1674ис), не опровергается ни Обществом, ни ООО «Транснефть-Логистика».
Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ внесены изменения в подпункт 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.10.2011 нулевая ставка применяется к транспортно-экспедиционным услугам при перевозке экспортируемых товаров и в том случае, когда пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика на изменение по своему усмотрению законодательно установленной ставки налога. Доказательства возможности применения налоговой ставки 18 процентов на спорные услуги в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ в связи с их оказанием на ином основании, чем это предусмотрено договором от 25.03.2013 № 34/13/М, заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод Инспекции о том, что налоговая ставка 18 процентов при исчислении НДС применена в счетах-фактурах ООО «Транснефть-Логистика» неправомерно, то есть с нарушением требований, установленных подпунктом 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Выводы суда кассационной инстанции подтверждаются позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 23.11.2011 № 03-07-08/330 и от 22.12.2014 № 03-07-08/66386.
Более того, в спорном случае заявитель располагал перевозочными документами, оформленными в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ.
Так, согласно транспортным железнодорожным накладным, отраженным в актах об оказании услуг, спорные услуги ООО «Транснефть-Логистика» оказаны при перевозке экспортных грузов в Италию. На транспортных накладных проставлены штампы Воронежской таможни «Выпуск разрешен», подтверждающие помещение нефтепродуктов под таможенную процедуру экспорта.
Таким образом, и по праву и по фактическим обстоятельствам дела в спорном случае услуги, оказанные ООО «Транснефть-Логистика» (российской организацией, владеющей железнодорожным подвижным составом), подпадают под действие подпункта 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а потому в счетах-фактурах, выставленных названной организацией при реализации транспортно-экспедиционных услуг, неправомерно применена налоговая ставка 18 процентов.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлены фактические обстоятельства дела, но нарушены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемое постановление в части признания недействительными решений Инспекции от 16.05.2014 № 432 в части пунктов 2 и 3 его резолютивной части и от 16.04.2014 № 14, а также в части взыскания с налогового органа в пользу Общества 7000 руб. в возмещение судебных расходов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в этой части.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу № А56-68565/2014 отменить в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу от 16.05.2014 № 432 (в части пунктов 2 и 3 его резолютивной части) и от 16.04.2014 № 14, а также в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» 7000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Трансойл» в удовлетворении требований о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Санкт-Петербургу16.05.2014 № 432 (в части пунктов 2 и 3 его резолютивной части) и от 16.04.2014 № 14.
В остальной части оставить без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по настоящему делу.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судьи Ю.А. Родин
С.В. Соколова