АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 мая 2015 года Дело № А56-18959/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е.,
Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто» Малявина В.О. (доверенность от 01.03.2014 № 13), Савина Е.Н. (доверенность от 01.03.2014 № 13), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга
Михайлова А.В. (доверенность от 12.02.2015 № 5),
рассмотрев 18.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Невском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу № А56-18959/2014,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто», место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 1, лит. Б, пом. 5-Н, ОГРН 1085190015547, ИНН 5190193678 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Невском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 2, корп. 2, лит.А, ОГРН 1037825022322, ИНН 7811125236 (далее - Пенсионный фонд), от 13.02.2014 № 8801014РВ0000144 в части указания на наличие у Общества 3 716 440 руб. 30 коп недоимки, начисления 620 369 руб. 41 коп. пеней, взыскания 1 476 517 руб. 13 коп. штрафных санкций и требования 05.03.2014 № 08801040160118 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в той же части.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, решение Пенсионного фонда от 13.02.2014 № 8801014РВ0000144 и требование от 05.03.2014 № 08801040160118 признаны недействительными в обжалуемой заявителем части.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Обществу отказать.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с положениями статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и письмом Министерства здравоохранения и социального развития от 28.05.2010 № 137-9, у Общества отсутствовали основания для удержания с работников выплат, которые были излишне начислены им в прошлых отчетных периодах.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2013 по 11.12.2013 Пенсионным фондом была проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой Пенсионным фондом был составлен акт от 27.12.2013
№ 08801013АВ0003504 и с учетом возражений Общества вынесено решение от 13.02.2014 № 8801014РВ0000144 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения.
Принятым решением Обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 3 213 148 руб. 63 коп. (из них на страховую часть - 2 456 940 руб. 91 коп., на накопительную часть – 756 207 руб. 61 коп.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 681 820 руб. 26 коп. (их них в федеральный ФОМС – 681 739 руб. 21 коп., в территориальный ФОМС – 81 руб. 05 коп.). Кроме того, Обществу были начислены пени в размере 649 965 руб. 57 коп. и Общество было привлечено к ответственности в виде штрафов на общую сумму 1 769 179 руб. 92 коп.
Основанием для вынесения решения о доначислении Обществу спорной суммы страховых взносов, начисления пеней и привлечения к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о занижении Обществом суммы обязательных платежей вследствие занижения базы для начисления страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2012 года.
На основании принятого решения Пенсионным фондом в адрес Общества также было выставлено требование об уплате недоимки, пеней и штрафов от 05.03.2014 № 08801040160118.
Полагая принятые решение и требование Пенсионного фонда неправомерны в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу что оспариваемые решение и требование Пенсионного фонда в обжалуемой части не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя и удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительными решение Пенсионного фонда от 13.02.2014 № 8801014РВ0000144 в части указания на наличие у Общества 3 716 440 руб. 30 коп. недоимки, начисления 620 369 руб. 41 коп. пеней и 1 476 517 руб. 13 коп. штрафных санкций, а также требование от 05.03.2014
№ 08801040160118 об уплате недоимки, пеней и штрафов в той же части.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Указанное деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 2 статьи 47 Закона №212-ФЗ).
Регулирование вопросов, связанных с исчислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование осуществляется Законом № 212-ФЗ и изданными в соответствии с ним иными нормативными актами.
Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона
№ 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона
№ 212-ФЗ.
Судами на основании материалов дела установлено, что 30.09.2011 в связи с началом строительства нового здания автоцентра, повлекшим увеличение расходов заявителя, во избежание сокращения штатных единиц по Обществу был издан приказ № 54.1/09-од, которым утверждено новое штатное расписание
№ 01-ш/р, подлежавшее применению с 01.01.2012. Данный приказ подписан директором Общества, действующим на основании Устава, Парейко А.К.
В связи с тем, что головной офис Общества и его филиал (в городе Мурманск) находятся в разных местах, 31.12.2011 ошибочно был издан новый приказ по Обществу за № 84-12-Ш, которым было утверждено другое штатное расписание с тем же № 01-ш/р, но с другой датой. Это штатное расписание содержало иные сведения о размерах должностных окладов работников Общества. Данный приказ подписан исполнительным директором Общества Парейко П.А., ответственным за деятельность филиала и действовавшим на основании доверенности Общества от 02.03.2011 № 3.
Таким образом, заработная плата сотрудникам Общества начислялась согласно штатному расписанию от 31.12.2011 № 01-ш/р, утвержденному приказом исполнительного директора, не имеющего полномочий на его утверждение, то есть ошибочно выплачивалась на основании недействительного штатного расписания. Указанная ошибка была выявлена по результатам внутреннего аудита, проведенного в конце 2012 года.
Руководством Общества был издан приказ от 19.12.2012 № 135.1/12-от, согласно которому штатное расписание от 31.12.2011 № 01-ш/р было признано недействительным, работникам бухгалтерии было поручено произвести перерасчёт заработной платы работникам Общества, согласившихся на него.
Во исполнение указанного приказа от работников, которым ошибочно выплачивалась заработная плата, были получены письменные согласия на пересчёт заработной платы, выплаченной с 01.01.2012. На основании таких заявлений работников были произведены удержания денежных средств, что повлекло за собой перерасчёт всех налоговых и иных обязательств заявителя с представлением уточнённых расчётов в налоговые органы и в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей.
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока (часть 2 статьи 17 Закона № 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (часть 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения материалов проверки после исследования акта проверки, иных материалов и с учетом возражений лица, в отношении которого проводилась проверка. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах совершенного правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о недоказанности Пенсионным фондом обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, указав что в рассматриваемом случае Общество, исходя из конкретных обстоятельств, правомерно представило уточненные расчеты по страховым взносам за спорные периоды, что не привело к возникновению у Общества недоимки по страховым взносам за спорные периоды.
Доводы подателя жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которые были рассмотрены, оценены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу № А56-18959/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Васильева
Судьи Г.Е. Бурматова
Л.И. Корабухина