НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 17.09.2018 № А56-101350/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 сентября 2018 года

Дело №

А56-101350/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И.,судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

при участии от государственного учреждения «Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга» ФИО1 (доверенность от 29.01.2018), ФИО2 (доверенность от 11.01.2018), ФИО3 (доверенность от 11.01.2018), от общества с ограниченной ответственностью «ОксиСмайл» ФИО4 (доверенность от 07.09.2018), ФИО5 (доверенность от 01.11.2017),

рассмотрев 12.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОксиСмайл» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2018 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу № А56-101350/2017,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ОксиСмайл», место нахождения: 196608, Санкт-Петербург, <...>, лит. А, пом. 16-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга», место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 9, лит. А, пом. 304, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд), об оспаривании акта от 22.09.2017 комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в 2016 году (в редакции результата рассмотрения возражений, изложенного в письме от 05.10.2017 № 7603) в части:

- осуществления возврата использованных не по целевому назначению средств ОМС в Фонде в сумме 2 527 462 руб. 72 коп.;

- перечисления штрафа в Фонд в размере 252 746 руб. 27 коп.

Решением суда первой инстанции от 15.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.03.2018 и постановление от 05.06.2018 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не принято во внимание то, что Обществом ведется раздельный учет по операциям со средствами ОМС; данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: приказом от 01.01.2016 № 1 «Об особенностях учета доходов и затрат организации для целей отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов организации, относящихся к деятельности в рамках обязательного медицинского страхования», договорами поставки на приобретение лекарственных средств, препаратов и изделий медицинского назначения с соответствующими дополнительными соглашениями, а также товарными накладными и документами аналитического учета.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Фонда - свои возражения на них.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Фонда от 30.08.2017 № 308-А в период с 14.09.2017 по 22.09.2017 проведена комплексная проверка Общества по вопросу использования средств ОМС в 2016 году.

По результатам проверки Фондом с учетом возражений Общества составлен акт от 22.09.2017, согласно которому общая сумма нецелевого использования средств ОМС в проверяемый период составила 2 527 462 руб. 72 коп.

В связи с нарушением Обществом положений пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) в части несоблюдения требований по ведению раздельного учета по операциям со средствами ОМС и не представлением документов, подтверждающих целевое использование средств ОМС на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, а также - выявлением нецелевого расходования средств ОМС, по итогам проверки Обществу в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ начислен штраф в размере 252 746 руб. 27 коп. Кроме того, Фонд потребовал возвратить использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 2 527 462 руб. 72 коп.

Выставленные Фондом требования по акту в указанной части оспорены Обществом в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения требований Общества.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определение правового положения субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения, с 01.01.2011 регулируются положениями Закона № 326-ФЗ.

Как следует из статьи 3 Закона № 326-ФЗ, под ОМС понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 895-182 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год».

В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В силу положений Закона № 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.

Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд ОМС вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе путем проведения проверок и ревизий.

Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится Фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования» (далее - Положение).

В соответствии с указанным Положением (раздел 5) по результатам проверки Фондом составляется акт проверки. При выявлении фактов нецелевого использования средств ОМС страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11 и 12 статьи 38 Закона № 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств (пункт 21.3).

На основании пункта 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Как указано в пункте 16 Положения проверка использования средств ОМС медицинской организацией включает проверку соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС.

Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС (часть 6 статьи 15 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с пунктом 17.2 Положения проверка использования средств медицинской организацией на цели, соответствующие территориальной программе ОМС, осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Также проверяется своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.

Кроме того, при проведении проверки использования средств ОМС проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций посредством обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств ОМС), своевременность оприходования наличных денежных средств ОМС, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств ОМС, обеспечение сохранности денежных средств.

Оценивая представленные Обществом документы на предмет их соответствия правилам бухгалтерского учета, определенным статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 № 119н, суды первой и апелляционной инстанций установили, что, вопреки положениям указанных нормативных правовых актов, представленные Обществом в ходе проверки оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.01.1 «Материалы» помесячные в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счетом 26 «Общехозяйственные расходы», карточки счета 10.01.1 помесячно за 2016 год, не содержат остатков на начало и конец периода, не отражают движение и наличие запасов на начало и конец периода.

В ходе проверки Обществом не представлены первичные учетные документы, предусмотренные статьей 9 Закона № 402-ФЗ, подтверждающие хранение, учет и целевое использование приобретенных за счет средств ОМС лекарственных средств, расходных материалов, медицинского инструментария и прочих материальных запасов, на основании данных которых формируются регистры бухгалтерского учета в части использования и списания товарно-материальных ценностей.

Ссылка подателя жалобы на наличие изданного генеральным директором Общества Приказа от 01.01.2016 № 1 «Об особенностях учета доходов и затрат организации для целей отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов организации, относящихся к деятельности в рамках обязательного медицинского страхования», представленного комиссии Фонда при проведении проверки и который, по мнению Общества, свидетельствует об осуществлении раздельного учета, являлась предметом исследования судов и правомерно ими отклонена, поскольку фактическое исполнение указанного Приказа материалами проверки не подтверждено.

Как правильно указали суды, исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, Приказ № 1 отображает лишь механизм, применяемый заявителем по раздельному учету со средствами ОМС, однако сам по себе документально не подтверждает фактическое наличие у Общества необходимого раздельного учета в отношении средств ОМС.

Поскольку представленные в ходе проверки документы не подтвердили фактическое осуществление Обществом раздельного учета по операциям со средствами ОМС, суды признали обоснованным вывод Фонда о нецелевом использовании Обществом средств ОМС.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали требования Фонда о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и об уплате штрафа, исчисленного согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ правомерными.

Учитывая, что исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, а приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и сводятся по сути к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу № А56-101350/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОксиСмайл» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева