НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 16.06.2022 № А56-4653/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2022 года

Дело №

А56-4653/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

при участии от профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации Учебно-методического центра Военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Межрегионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Санкт-Петербурга и Ленинградской области Коханской В.А. (доверенность от 26.10.2021), от Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Бузинаевой А.В. (доверенность от 15.12.2021),

рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2022 по делу № А56-4653/2021,

у с т а н о в и л:

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1047844000731, ИНН 7842005651 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Межрегионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Организация), 2 622 242,58 руб. неосновательного обогащения, возникшего вследствие неэффективного использования бюджетных средств по субсидии.

Решением суда от 28.09.2021 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 установлены безусловные основания для отмены решения суда от 28.09.2021; суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле профессиональную образовательную автономную некоммерческую организацию Учебно-методический центр Военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Организации, адрес: 197341, Санкт-Петербург, Афонская ул., д. 5, лит. А, ОГРН 1207800152515 ИНН 7814782825 (далее - Учебный центр «Авангард»).

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2022 решение суда от 28.09.2021 отменено; в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Комитет, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, выделенные средства субсидии использованы Организацией неэффективно и подлежат возврату в бюджет Санкт-Петербурга. Кроме того, апелляционные жалобы на решение суда от 28.09.2021 по настоящему делу были поданы Организацией и Учебным центром «Авангард» по истечении процессуального срока обжалования и не содержали ходатайств о восстановлении пропущенного срока.

Организация своих представителей в судебное заседание не направила, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Учебного центра возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 № 153-41 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций  в Санк-Петербурге» предусмотрено оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путем предоставления субсидий на основании планов и программ, содержащих мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, принимаемых Правительством Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 № 364 (далее - Постановление № 364) утвержден Порядок предоставления в 2018 году субсидий Организации на проведение Центром военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в Санкт-Петербурге мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке граждан на территории Санкт-Петербурга к военной службе» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1.1. Порядка условием предоставления названной субсидии является осуществление получателем субсидий в лице его структурного подразделения - Центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в Санкт-Петербурге (далее - Центр) - деятельности по проведению мероприятий по подготовке граждан на территории Санкт-Петербурга к военной службе, предусмотренных Программой военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи), проживающих в Санкт-Петербурге, по основам военной службы в 2018 году, утвержденной в соответствии с Соглашением между Санкт-Петербургом, военным комиссариатом города Санкт-Петербурга и региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Санкт-Петербурга о создании Центра от 26.04.2013.

В целях реализации Постановления № 364 Комитетом изданы распоряжения от 06.07.2018 № 198-р, от 30.10.2018 № 328-р, от 03.12.2018 № 363-р о предоставлении Организации субсидии по направлениям:

- пятидневные учебные сборы с юношами 10-х классов общеобразовательных учреждений и студентами предвыпускных курсов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования, развитие учебно-материальной базы Центра, обеспечение условий безопасного пребывания обучающихся в Центре в соответствии с требованиями нормативных документов, на следующие затраты: организацию питания участников сборов; транспортные расходы; оплату труда преподавательского состава,  обслуживающего персонала, привлеченных специалистов (администрации учебных сборов); оборудование Центра пожарной сигнализацией и территории Центра системой видеонаблюдения; оборудование двух постов охраны со стороны центрального и запасного входов; оборудование строевого плаца; оборудование коридоров учебных классов; оборудование подсветки учебных досок в классах; оснащение холла запасного выхода; оборудование наружного освещения территории Центра; оборудование актового зала для массовых занятий, учебных классов, оборудование методического кабинета оргтехникой; приобретение нормативно-правовых документов, учебной литературы, учебно-наглядных пособий, средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки; оборудование элементов тактического поля и спортивного городка на территории Центра; изготовление и монтаж на торце здания Центра баннера, изготовление и монтаж над центральным и запасным входами двух панелей с названием Центра и его эмблемой; замена травмоопасных металлических дверей в учебных классах; ремонт электрооборудования в помещениях Центра; оснащение холла запасного выхода; оборудование центрального и запасного входа в Центр тепловой завесой; изготовление и установка металлических конструкций по внешнему периметру территории Центра для размещения информационных материалов по военно-патриотической работе администраций районов Санкт-Петербурга; ремонт асфальтового покрытия центрального входа Центра для установки образцов военной техники; ремонт и оборудование помещения для хранения военной формы одежды и снаряжения; ремонт электрооборудования в помещениях Центра; организация проведения стрельб участниками мероприятий, приобретение канцелярских товаров и других расходных материалов;

-проведение Центром соревнований среди команд военно-патриотических клубов по выполнению элементов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; военизированной командной эстафеты среди воспитанников военно-патриотических клубов и объединений, военно-патриотического слета суворовцев, нахимовцев и кадет довузовских учебных заведений Санкт-Петербурга на следующие затраты: расходы на приобретение наградной и сувенирной продукции (грамоты, кубки, медали); оплату работы судей; работу экстренной медицинской помощи; аренду звукоусиливающей аппаратуры; расходы на проведение стрельб; оформление медицинской страховки.

На основании указанных распоряжений Комитетом и Организацией заключены соответствующие соглашения от 03.08.2018 № 302-02-18, от 31.10.2018 № 362-02-18, от 06.12.2018 № 381-02-18 о предоставлении Организации в общей сумме 11 904 861 руб. субсидии.

Как следует из программы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи), проживающих в Санкт-Петербурге, по основам военной службы в 2018 году, Постановления № 364 и условий названных соглашений, все мероприятия в рамках соглашений проходили на базе исполнителя (Центра) - образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания Санкт-Петербурга», который являлся самостоятельным юридическим лицом и одновременно структурным подразделением Организации.

Данное образовательное учреждение 18.11.2020 преобразовано путем реорганизации в Учебный центр «Авангард».

По результатам проведенной проверки законности и результативности использования Комитетом, в том числе подведомственными организациями, средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга за 2018 - 2019 годы и истекший период 2020 года Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга (далее - КСП) выявила бюджетные нарушения по статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Согласно отчету КСП от 12.10.2020 № 2-237/20 о результатах контрольного мероприятия в 2018 году Комитетом за счет средств субсидий возмещено 425 619,63 руб. затрат Организации на оплату услуг (транспортных (55 440 руб.) и труда работников (370 179,63 руб.)), оказание которых фактически не производилось, и 2 196 622,95 руб. на оснащение и оборудование (учебно-наглядные пособия, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и иное оборудование), предназначенное для проведения учебных сборов, но поставленное после их завершения и фактически не использованное при их проведении.

По итогам проведенной проверки КСП направила Организации претензию от 15.12.2020 № 01-37-1424/20-1-0 с требованием возвратить 2 622 242,58 руб. в бюджет Санкт-Петербурга.

Оставление Организацией без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование иска Комитет, ссылаясь на пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), указал, что нецелевое использование средств бюджета, выразившееся в неэффективном использовании бюджетных средств бюджетной субсидии, привело к неосновательному обогащению Организации в размере 2 622 242,58 руб.

Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что Организация исполнила принятые на себя обязательства по использованию средств субсидии в соответствии с условиями соглашений и нормами бюджетного законодательства, отказал в удовлетворении заявленного Комитетом требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

В соответствии с абзацем пятым статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 этой статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил, что предоставление Организации средств субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке граждан на территории Санкт-Петербурга к военной службе, осуществлялось Комитетом в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктом 7 названных соглашений Организация обязалась обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком и пунктом 2 соглашений; использовать средства субсидии в соответствии с целевым направлением расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, определенным Порядком.

В силу пунктов 4.2, 4.3 Порядка возврат субсидии производится в случае нарушения получателем субсидий условий их предоставления и (или) недостижения показателя результативности использования субсидий.

Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями названных соглашений, Порядка, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о целевом использовании Организацией средств названной субсидии в спорный период.

Апелляционный суд исходил из того, что представленные в материалы дела документы (финансовые отчеты Организации от 17.12.2018 № 1424/12, акты Комитета от 30.11.2018, 25.12.2018, 17.12.2018 о проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии по названным соглашениям, договор оказания транспортных услуг от 13.09.2018 № М130918 и дополнительное соглашение от 04.10.2018 к нему об изменении окончательной даты оказания транспортных услуг, акт оказанных услуг от 30.11.2018 № 3564, письма Комитета от 26.09.2018 № 03-28-6157/18-0-0, от 22.04.2020 № 186/04, заказ-наряды общества с ограниченной ответственностью «Пальмира», списки транспортных средств ООО «Пальмира» для осуществления организованной перевозки групп детей 07.12.2018, списки перевозимых детей с распределением по транспортным средствам, согласованные с ГИБДД, оценочная ведомость по огневой подготовке с результатами стрельб 6-ти взводов, счета на оплату транспортных услуг от 25.09.2018 № 2220, от 10.12.2018 № 2742, платежные поручения от 08.10.2018 № 996, от 16.11.2018 № 1158, от 13.12.2018 № 1349 об оплате транспортных услуг, приказы о зачислении обучающихся, договоры возмездного оказания услуг с привлеченными специалистами и обслуживающим персоналом на 12 мероприятий, доказательства приобретения оснащения и оборудования) подтверждают использование Организацией выделенных средств субсидии на цели, предусмотренные названными распоряжениями Комитета, для проведения соответствующих мероприятий в рамках программы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи), проживающих в Санкт-Петербурге, по основам военной службы в 2018 году, в том числе на оплату оснащения и оборудования, предназначенного для проведения учебных сборов, транспортных услуг и труда работников в общей сумме 2 622 242,58 руб.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы и отказал в удовлетворении заявленного Комитетом требования.

Приведенные Комитетом доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.

Довод кассационной жалобы о пропуске срока подачи апелляционных жалоб на решение суда от 28.09.2021 не может являться безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергает.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2022 по делу № А56‑4653/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Соколова