АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 мая 2022 года | Дело № | А05-6824/2021 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года. Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., рассмотрев 16.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Аэропорт Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск», адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр., д. 52, пом. 11, оф. 1122, ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу «Аэропорт Архангельск», адрес: 163053, Архангельская обл., г. Архангельск, территория Аэропорт Талаги, д. 8, ОГРН 1022900525075, ИНН 2901015817 (далее – Аэропорт), о взыскании 227 728 руб. 86 коп., в том числе Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Аэропорт, ссылаясь на нарушение судами при вынесении обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в иске. В обоснование кассационной жалобы Аэропорт указывает, что пункт 3 постановления Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 04.08.2020 № 1289 «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Постановление № 1289), которым действие постановления распространено на отношения, возникшие с 01.07.2020, противоречит требованиям статей 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также полагает неправомерным применение истцом в расчете платы нормативов, установленных Постановлением № 1289, поскольку данный нормативный акт противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644). Также податель жалобы указывает, что Общество установило период начисления платы – июль 2020 года, тогда как к иску приложены документы за четыре периода 2020 года (с июля по октябрь). Кроме того, Аэропорт полагает, что в трехмесячный период, установленный в случаях законодательного изменения нормативов для предоставления новой декларации, начисление платы за сверхнормативный сброс не производится. В письменных возражениях на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителей сторон. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 14.11.2018 № 1401 «О внесении изменения в постановление мэрии города Архангельска от 30.01.2015 № 72» (в редакции от 27.12.2018) для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» статусом гарантирующей организации с 20.12.2018 наделено Общество. Между сторонами на момент рассмотрения спора действует единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.12.2019 № 3-63.2/303-ПД-19, разногласия по условиям которого, возникшие у сторон при его заключении, урегулированы вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2020 по делу № А05-6371/2020. До этого отношения сторон по водоснабжению и водоотведению регулировались договором от 01.10.2001 № 3-63.2. Одним из объектов Аэропорта, присоединенных в централизованной системе водоотведения, является промышленная зона, расположенная по адресу: Аэропорт, г. Архангельск, д. 10. По данному объекту Аэропорт 29.10.2019 подал декларацию о составе и свойствах сточных вод сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, зарегистрированную Обществом 24.01.2020 за номером Д-019/20. Установив из данной декларации превышение нормативных показателей по составу и свойствам сточных вод, Общество произвело расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с июля по октябрь 2020 года и выставило в адрес Аэропорта счета-фактуры от 31.07.2020 № РВ-ПДК726 на сумму 63 469 руб. 25 коп., от 31.08.2020 № РВ-ПДК961 на сумму Поскольку Аэропорт не произвел оплату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, Общество рассчитало законную неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 416-ФЗ, Правилами № 644, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворили иск в полном размере. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему. В соответствии со статьями 13 и 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоснабжения (водоотведения) абонент обязан оплачивать принятую воду и отводимые стоки, соблюдать предусмотренный договором режим водопотребления и водоотведения, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации. В силу части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (далее – ЦСВ), содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами № 644. Согласно подпункту «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. В силу пункта 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов). Согласно пункту 194 Правил № 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Пунктом 195 Правил № 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 названных Правил, – на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. Формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно) установлена пунктом 197 Правил № 644. В спорный период применялись нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные Постановлением № 1289. Постановление № 1289 официально опубликовано в газете «Архангельск - город воинской славы» 07.08.2020 и вступило в силу после официального опубликования. Пунктом 3 данного Постановления определено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2020. Постановление № 1289 в судебном порядке не оспорено, пункт 3 данного постановления недействующим не признан, в связи с чем довод Аэропорта о том, что названный пункт противоречит требованиям статей 4 и 422 ГК РФ, обоснованно не принят судами обеих инстанций. Довод Аэропорта о противоречии Постановления № 1289 положениям Правил № 644, имеющих большую юридическую силу, также обоснованноотклонен судами, поскольку Аэропорт не является организацией, подпадающей под отрасли промышленности (производство, добыча, переработка), названное постановление не принято в отношении технологически нормируемых веществ, в связи с чем оснований для применения в данном случае нормативов, установленных Приложением № 7 к Правилам № 644, не имеется. Согласно Постановлению № 1289 предельный размер нормативов состава сточных вод составляет: взвешенные вещества - 103,04 мг/л, аммоний-ион - 1,76 мг/л, фосфаты - 0,30 мг/л, нефтепродукты - 0,38 мг/л, сульфаты - 100 мг/л, хлориды - 300,0 мг/л. В декларации, поданной Аэропортом (регистрационный номер Д-019/20), заявлены следующие показатели фактической концентрации загрязняющих веществ: взвешенные вещества - 300 мг/л, аммоний-ион - 50 мг/л, фосфаты - 12 мг/л, нефтепродукты - 10 мг/л, сульфаты - 1000 мг/л, хлориды - 1000,0 мг/л. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемой ситуации со стороны Аэропорта имеется превышение установленных нормативных показателей по составу сточных вод, что является основанием для начисления платы по пункту 197 Правил № 644. Как установили суды, до 01.07.2020 действовали нормативы, установленные постановлением мэра города Архангельска от 19.02.2010 № 87 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему городской канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск», которое утратило силу в связи с изданием постановления главы муниципального образования «Город Архангельск» от 04.08.2020 № 1288, пунктом 3 которого его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.07.2020. Таким образом, Постановлением № 1289 введены в действие новые нормативы водоотведения по составу сточных вод. Пунктом 130 (3) Правил № 644 предусмотрено, что в течение трех месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Закона № 416-ФЗ – органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод (в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод) абонентом вносятся соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ, и подается измененная декларация в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если измененная декларация не была подана в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, декларация прекращает действие по истечении 3 месяцев со дня опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа, уполномоченного на установление нормативов состава сточных вод, об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод. Пунктом 127 Правил № 644 предусмотрено, что рассмотрение организацией водопроводно-канализационного хозяйства декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 Правил № 644. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Как обоснованно указали суды, из приведенной нормы не следует, что поданная абонентом декларация автоматически не подлежит применению в течение трех месяцев со дня опубликования нормативного правового акта об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод, а расчет платы может производится исключительно по результатам отбора проб сточных вод, в ней лишь установлено, что данная декларация прекращает свое действие по истечении указанного периода в случае, если абонентом не обеспечено внесение в нее изменений. До истечения трехмесячного срока со дня опубликования нормативного правового акта об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод расчет платы производится в соответствии с ранее поданной абонентом декларацией, при условии, если абонентом не внесены в нее изменения. Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в трехмесячный период, установленный в случаях законодательного изменения нормативов для предоставления новой декларации, начисление платы за сверхнормативный сброс не производится, обоснованно отклонен судами как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. В рассматриваемом случае измененная декларация о составе и свойствах сточных вод на 2020 год подана Аэропортом с сопроводительным письмом от 26.10.2020. В измененной декларации заявлено начало ее действия с 01.11.2020 и окончание - 31.12.2020. В письме от 20.11.2020 Общество уведомило Аэропорт о том, что измененная декларация о составе и свойствах сточных вод на 2020 год принята организацией ВКХ для осуществления контроля и зарегистрирована 20.11.2020 за № Д-019/20-К. Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что при определении размера платы за спорный период (июль – октябрь 2020 года) Обществом правомерно применена декларация, зарегистрированная 24.01.2020 за номером Д-019/20. Поскольку Аэропортом не представлено доказательств внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за спорный период, суды обоснованно удовлетворили требование Общества о ее взыскании в размере 213 461 руб. 43 коп. Установив, что Аэропорт своевременно не оплатил задолженность, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 6.2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ, пунктом 30 Правил № 644, суды признали обоснованным требование Общества о взыскании в Аэропорта законной неустойки в размере 14 267 руб. 43 коп. за период с 11.11.2020 по 25.05.2021 с применением ключевой ставки в размере 5% годовых, с последующим ее начислением начиная с 26.05.2021 до момента фактического исполнения основного обязательства исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки. Расчет неустойки проверен судами, признан арифметически правильным, соответствующим законодательству. Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, сделаны при правильном применении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу № А05-6824/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Аэропорт Архангельск» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.Ю. Щуринова | |||
Судьи | А.А. Кустов В.В. Старченкова | |||