ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 мая 2005 года | Дело № | А56-34110/04 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 16.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2005 (судья Захаров В.В.) по делу № А56-34110/04,
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Куусакоски» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области от 25.05.2004 № 13-24/15058 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года в сумме 38 501 руб. и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога на расчетный счет Общества с начислением 1 599,46 руб. процентов, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции в связи с реорганизацией налоговых органов Российской Федерации произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на её правопреемника – Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 19.01.2005 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. Налоговая инспекция ссылается на то, что налог на добавленную стоимость (далее – НДС), уплаченный заявителем при проведении капитального строительства, предъявлен Обществом к возмещению в полном объеме без распределения на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, что нарушает требования пунктов 2, 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, налоговая инспекция считает, что ею соблюдены сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, следовательно, оснований для начисления процентов за нарушение сроков возмещения сумм налога не имеется.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара (деодроп, сплав алюминия, цинка в чушках, лом черных и цветных металлов после обработки) на экспорт Общество 22.03.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за февраль 2004 года и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы.
В письме от 30.03.2004 № 137, направленном в налоговый орган, Общество просило возместить НДС в сумме 11 484 572 руб. за февраль 2004 года путем возврата на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов налоговая инспекция приняла решение от 25.05.2005 № 13-24/15058 о возмещении 11 436 943 руб. НДС и об отказе в возмещении 47 629 руб. НДС по декларации за февраль 2004 года.
Отказ в возмещении из бюджета 38 501 руб. НДС мотивирован тем, что расчет суммы НДС, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам, использованным при производстве экспортной продукции, и подлежащего возмещению из бюджета, не соответствует пункту 3 статьи 172 НК РФ. Налоговый орган указал на то, что согласно приказу Общества об учетной политике затраты на продукцию, реализованную на экспорт и на внутреннем рынке, рассчитываются пропорционально полученной выручке. Однако налогоплательщик в нарушение пунктов 2 и 6 статьи 171 НК РФ НДС, уплаченный при проведении капитального строительства, предъявил к возмещению в полном объеме без распределения на подтвержденный и неподтвержденный экспорт. Налоговая инспекция считает, что в соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 171 НК РФ при наличии у налогоплательщика операций, облагаемых по налоговой ставке 0%, суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении основных средств или уплаченные при ввозе их на таможенную территорию Российской Федерации; суммы налога, уплаченные подрядчикам при проведении капитального строительства и поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при выполнении строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат включению в состав налоговых вычетов в декларации по экспортным операциям только в части подтвержденного экспорта.
Общество с данным решением в части отказа в возмещении 38 501 руб. НДС не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные названной статьей Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных только в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со статьей 173 НК РФ.
Таким образом, приведенными нормами Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено единовременное предъявление к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении основных средств, таможенным органам - при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подрядным организациям (заказчикам-застройщикам) - при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ, и продавцам при приобретении объектов незавершенного капитального строительства - по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
При этом пункты 2 и 6 статьи 171 НК РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика распределять суммы налоговых вычетов по НДС, относящиеся к основным средствам, капитальному строительству либо оборудованию, ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации, пропорционально выручке, полученной от экспорта товаров, подтвержденного в порядке, установленном статьей 165 НК РФ, и не подтвержденного.
В данном случае Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за февраль 2004 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа Обществу в возмещении из бюджета 38 501 руб. НДС по экспорту товаров за февраль 2004 года, в связи с чем, суд законно и обоснованно признал оспариваемое решение налоговой инспекции в этой части недействительным и сделал правильный вывод о том, что налоговой инспекцией в связи с незаконным отказом в возмещении налога нарушены сроки его возврата налогоплательщику из бюджета, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных названным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Систематическое толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ идет речь только о законном и обоснованном решении налогового органа.
Признание судом недействительным вынесенного налоговой инспекцией в пределах трехмесячного срока решения об отказе в возмещении налога означает, что налоговым органом в установленный срок не вынесено решение, которое подлежало принятию на основании представленных налогоплательщиком-экспортером документов - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
В связи с этим и при наличии поданного в пределах трехмесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ, заявления налогоплательщика о возврате подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на его расчетный счет наступают последствия, указанные в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ, - на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты.
В данном случае налоговая инспекция незаконно не возместила Обществу 38 501 руб. НДС путем возврата из бюджета на его расчетный счет за февраль 2004 года в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, в связи с чем обосновано начислены проценты.
Правильность расчета размера процентов налоговой инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования заявителя о возврате из бюджета 38 501 руб. НДС с начисленными процентами в сумме 1 599 руб. 46 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2005 по делу № А56-34110/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Клирикова
Судьи Н.ФИО1
О.А.Корпусова
7.6.3