НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 16.02.2015 № А26-6363/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 февраля 2015 года Дело № А26-6363/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Власовой М.Г. и Константинова П.Ю.,

при участии от открытого акционерного общества «Ладэнсо» Афанасьева Д.С. (доверенность от 10.06.2014), от государственного казенного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» Винокуровой Н.М. (доверенность от 13.02.2015),

рассмотрев 16.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ладэнсо» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2014 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Протас Н.И.) по делу № А26-6363/2013,

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Ладэнсо», место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1021000906453, ИНН 1005060090 (далее – ОАО «Ладэнсо», Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество», место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, Садовая ул., д. 15, ОГРН 1081035000232, ИНН 1005009760 (далее – Учреждение), о взыскании 1 021 794 руб. 96 коп. затрат, понесенных в 2010 году при тушении лесных пожаров по договору от 13.04.2010 на выполнение и возмещение затрат по тушению лесных пожаров на арендованных лесных участках Питкярантского центрального лесничества (далее – договор по тушению лесных пожаров)

Судом с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Агентство), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – Министерство).

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял размер искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшая его с учетом представленных Учреждением возражений.

Окончательно истец попросил взыскать с ответчика 717 541руб. 75 коп.

Решением Арбитражного суда Республика Карелия от 18.06.2014, с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 18.06.2014, в пользу ОАО «Ладэнсо» взыскано с Учреждения, а при отсутствии или недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Агентства за счет казны Российской Федерации 219 840 руб. 96 коп. расходов, понесенных при тушении лесных пожаров по договору по тушению лесных пожаров. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 решение суда первой инстанции от 18.06.2014 отменено в части взыскания в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Агентства за счет казны Российской Федерации 219 840 руб. 96 коп. расходов, понесенных при тушении лесных пожаров по договору по тушению лесных пожаров. В удовлетворении иска к Агентству отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО «Ладэнсо» просит отменить решение суда первой инстанции от 18.06.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.11.2014 о частичном удовлетворении иска и взыскании с Учреждения в пользу ОАО «Ладэнсо» 219 840 руб. 96 коп., а дело направить на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

Как указывает податель кассационной жалобы, судами не дана оценка его доводам, приведенным в обоснование возражений относительно экономической обоснованности понесенных затрат на тушение пожаров.

По мнению подателя жалобы, судами необоснованно приняты возражения Учреждения относительно завышенной стоимости работ.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель ОАО «Ладэнсо» поддержал кассационную жалобу, а представитель Учреждения просил в ее удовлетворении отказать.

Агентство и Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством (арендодателем) и ОАО «Ладэнсо» (арендатором) заключены договоры аренды лесных участков от 22.12.2008 № 77-з, от 22.12.2008 № 79-з и от 22.12.2008 № 81-з (далее – договоры аренды), по которым арендатору переданы лесные участки, включающие в себя территорию Кивиойского, Ляскельского, Питкярантского, Тулемского и Салминского участковых лесничеств.

Согласно пункту 4.1.5 договоров аренды арендодатель имеет право привлекать арендатора к тушению лесных пожаров на арендуемых лесных участках в соответствии с ежегодно заключаемым договором.

В соответствии с пунктом 4.3.6 договоров аренды арендатор имеет право получать компенсацию от арендодателя по затратам, связанным с тушением лесных пожаров.

С этой целью между ОАО «Ладэнсо» (исполнителем) и Учреждением (заказчиком) заключен договор по тушению лесных пожаров, по которому исполнитель обязался выявлять и тушить лесные пожары на арендованных лесных участках в районах применения наземных сил и средств пожаротушения, оказывать при необходимости содействие в тушении лесных пожаров в районах применения авиационных сил и средств на арендованных участках; заказчик обязался возмещать затраты исполнителя в порядке, установленном упомянутым договором.

Пунктом 2.1.4 договора по тушению лесных пожаров предусмотрено, что заказчик обязан обеспечить подготовку и направление документов в Министерство для оплаты работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Агентству на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия), в том числе - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и достоверность отчетов, представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил (пункт 8 Правил).

Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Агентством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 9 Правил).

Агентством 10.11.2009 утверждены Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Рекомендации).

Рекомендации устанавливают единые подходы к формированию перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, и оформлению документов, подтверждающих произведенные затраты и подлежащих обязательному предоставлению заказчику работ.

В договоре по тушению лесных пожаров имеется ссылка на применение Рекомендаций.

Таким образом, следует признать, что стороны договора по тушению лесных пожаров договорились о том, что цена услуг будет определяться в соответствии с Рекомендациями (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судами сделан обоснованный вывод о том, что в силу согласованных сторонами условий договора по тушению пожаров и указанных нормативных положений, затраты на тушение лесных пожаров, оплачиваемые за счет субвенцией из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям Рекомендаций.

Разделом III Рекомендаций определено, что в целях настоящих Рекомендаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.

Критерии отнесения расходов к соответствующей группе и требования, предъявляемые к первичным документам, определены в разделе III Рекомендаций.

В разделе IV Рекомендаций закреплен порядок формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров, который в том числе определяет, что согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров; накладные расходы (организационно-управленческие и административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание и содержание, включая расходы на добровольное страхование основных средств, используемых при тушении лесных пожаров) не должны превышать 20% от суммы прямых расходов; величина нормативной прибыли не должна превышать 15%. Оплата работ по тушению лесных пожаров, выполненных по государственным контрактам (договорам), производится на основании актов выполненных работ, к которым прилагаются все документы, подтверждающие произведенные затраты.

Порядок оформления документов, подтверждающих произведенные затраты на тушение лесных пожаров и подлежащих обязательному предоставлению заказчику работ закреплен в разделе V Рекомендаций, в котором в том числе указано, что расходы по оплате услуг сторонних организаций, привлеченных к тушению лесного пожара, подтверждаются договорами гражданско-правового характера на выполнение работ по тушению лесных пожаров, актами выполненных работ, к которым прилагаются первичные учетные документы, подтверждающие произведенные расходы, в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций.

Истец в обоснование своего требование представил пакет документов, подтверждающий факт несения затрат при тушении лесных пожаров, проверенный Учреждением и Министерством на предмет их соответствия требованиям Рекомендаций.

Суд первой инстанции, оценив представленные истцом доказательства и возражения ответчика в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о соответствии затрат истца требованиям Рекомендаций в размере 219 840 руб. 96 коп.

Остальные расходы истца не соответствуют требованиям Рекомендаций, применение которых согласовано в договоре по тушению лесных пожаров, и обоснованно не приняты к возмещению.

Апелляционный суд отменил решение суда в части привлечения Агентства к субсидиарной ответственности, поскольку такого иска ОАО «Ладэнсо» не заявляло, а Агентство в любом случае не является субсидиарным должником.

Выводы апелляционного суда в этой части являются законными и соответствуют материалам дела. Суд первой инстанции безосновательно со ссылкой на часть 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек Агентство к участию в деле в качестве соответчика. Требование ОАО «Ладэнсо» адресовано к Учреждению как стороне заключенного договора, иска к субсидиарному должнику не заявлялось.

По смыслу содержащегося в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснения, суд по собственной инициативе привлекает в качестве второго ответчика основного должника, если иск предъявлен к субсидиарному должнику. В данном же случае иск предъявлен к Учреждению и субсидиарного должника суд может привлечь в качестве ответчика лишь при предъявлении к нему соответствующего иска.

Постановление апелляционного суда в части отмены решения суда о привлечении Российской Федерации в лице Агентства к субсидиарной ответственности в кассационном порядке не обжалуется.

Представитель ОАО «Ладэнсо» в суде кассационной инстанции пояснил, что иска к субсидиарному должнику не предъявлялось, а несогласие с судебными актами сводится к оспариванию взысканной суммы.

Между тем изложенные в кассационной жалобе доводы в подтверждение необходимости взыскания большей суммы исследовались апелляционным судом и не нашли своего подтверждения в материалах дела. Все представленные сторонами доказательства оценены в их совокупности. Апелляционным судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

При таком положении оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, и соответственно, перераспределения государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы, не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу № А26-6363/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ладэнсо» - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Шпачева

Судьи М.Г. Власова

П.Ю. Константинов