НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 16.01.2024 № А05-4347/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 января 2024 года

Дело №

А05-4347/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу № А05-4347/2023,

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры», адрес: 109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1, ОГРН 1027739457745, ИНН 7702331944 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее – Управление Росимущества), о признании незаконным бездействия Управления Росимущества по принятию в собственность Российской Федерации деловой древесины, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности по договору от 05.03.2021 № Д-18-14 аренды земельного участка в рамках реализации строительства на объекте «Реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск)» (163053, г. Архангельск, п. Талажский авиагородок, ул. Аэропорт Архангельск, д. 10); обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, реализовав полномочия собственника в отношении древесины, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности по названному договору, и обеспечить приемку указанной деловой древесины.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта, адрес: 125167, Москва, Ленинградский пр., д. 37, ОГРН 1047796301002, ИНН 7714549744 (далее – Росавиация).

Решением от 15.06.2023 заявленные требования удовлетворены; в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на Управление Росимущества возложена обязанность реализовать полномочия собственника по принятию древесины, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 данное решение оставлено без изменения.

Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, право собственности на древесину, образованную в результате вырубки древесно-кустарниковой растительности, возникло у Учреждения в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); по условиям договора от 05.03.2021 № Д-18-14 аренды земельного участка у Учреждения возникает обязанность возвратить стоимость древесины в доход федерального бюджета; заявитель не доказал нарушение своих прав оспариваемым бездействием Управления Росимущества.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. От Учреждения также поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом ходатайства Учреждения не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных комплексным планом, осуществляется реконструкция аэропортового комплекса «Талаги».

Указанный объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2022 земельный участок площадью 6 376 823 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:72 относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для размещения объектов воздушного транспорта; в отношении земельного участка 03.09.2020 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 2401-р о передаче федеральному государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (далее – Предприятие) имущества аэродрома Архангельск (Талаги) на период реконструкции Росавиация (арендодатель) и Предприятие (арендатор) заключили договор от 05.03.2021 № Д-18-14 аренды земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 сроком на 10 лет.

Пунктом 4.3.3 договора арендатору предоставлено право осуществлять рубку деревьев, кустарников, произрастающих на земельном участке, если такая вырубка необходима для обеспечения использования участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

Пунктом 4.4.3 договора установлена обязанность арендатора вернуть стоимость образованной в процессе вырубки древесины в доход федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, Предприятие и Учреждение заключили соглашение от 30.12.2021 № АС-18-14 об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72, на котором расположены подлежащие реконструкции объекты аэропортовой инфраструктуры, в соответствии с проектом «Реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск)» на срок с 01.01.2022 по 30.11.2024.

В целях реконструкции аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск) Учреждение (заказчик) и акционерное общество «Монолитное Строительное Управление - 1» (далее – Общество) (подрядчик) заключили государственный контракт от 24.10.2022 № РТМ-200/22 на выполнение работ по строительству объекта «Реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск)».

В ходе исполнения данного государственного контракта у подрядчика возникла необходимость в вырубке лесных насаждений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 29:16:064702:72 и препятствующих выполнению работ по инженерной подготовке территорий к строительству.

С февраля 2023 года Общество выполняло работы по инженерной подготовке территорий для строительства, в том числе вырубку лесных (зеленых) насаждений на территории аэродрома Архангельск (Талаги), находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72.

Учреждение обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 21.03.2023 № ИГ-52/5077 по вопросу о принятии древесины, полученной в результате рубок на территории аэропорта, ссылаясь на образование после окончания рубки большого количества деловой древесины, невозможность ее складирования на территории аэропорта и отсутствие иных мест для хранения полученной древесины.

Управление Росимущества в ответном письме от 07.04.2023 № 29/2405 сообщило о невозможности рассмотреть поставленный в обращении вопрос, поскольку в полномочия Управления Росимущества не входят вопросы приемки, хранения и реализации древесины, полученной в результате рубки на федеральных земельных участках.

Учреждение, считая, что осуществление полномочий собственника в отношении древесины, образовавшейся в результате вырубки древесно-кустарниковой растительности на арендованном земельном участке, возложено на Управление Росимущества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209).

Согласно пункту 2 статьи 261 ГК РФ, по общему правилу, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Суды, установив, что земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:72, в границах которого осуществлялась вырубка древесно-кустарниковой растительности, относится к землям населенных пунктов и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, правомерно в соответствии с приведенными выше нормами, а также статьями 125, 136 ГК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пришли к выводу, что полученная в результате вырубки древесина является собственностью Российской Федерации и полномочия собственника в отношении этой древесины осуществляет Управление Росимущества.

Поскольку в результате бездействия Управления Росимущества по реализации прав собственника в отношении древесины создаются препятствия Учреждению в осуществлении его функций заказчика по государственному контракту, суды обоснованно признали оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и возложили на него обязанность реализовать полномочия собственника в отношении спорной древесины.

Довод подателя жалобы о возникновении у Учреждения прав в отношении образовавшейся древесины на основании пункта 1 статьи 218 ГК РФ подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений гражданского законодательства.

Ссылка Управления Росимущества на условия договора аренды земельного участка несостоятельна, поскольку Учреждение не является стороной этого договора (пункт 3 статьи 308 ГК РФ).

Довод о недоказанности Учреждением нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием также не может быть принят во внимание, поскольку в обращении к Управлению Росимущества Учреждение указывало, что оставление древесины на территории аэропорта может повлечь остановку реконструкции аэропортового комплекса «Талаги» г. Архангельск из-за невозможности продолжения рубки древесно-кустарниковой растительности по причине отсутствия мест складирования.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу № А05-4347/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

М. В. Захарова

Т.И. Сапоткина