НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 15.10.2015 № А56-1808/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 октября 2015 года                                                                    Дело № А56-1808/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,

при участии от Санкт-Петербургской таможни Селезневой А.С. (доверенность от 16.06.2015 № 06-4/20676), от закрытого акционерного общества «Научно-исследовательская производственная компания «Электрон»                 Болоцкого Г.В. (доверенность от 29.12.2014 № 345),

рассмотрев 14.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2015 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу № А56-1808/201 (судьи Толкунов В.М., Есипова О.И., Зотеева Л.В.),

                                               у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Научно-исследовательская производственная компания «Электрон» (место нахождения: Санкт-Петербург, ул.Ленинградская, дом 52А, литер А; ОГРН 1027812405500, ИНН 7827012767, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений                 Санкт-Петербургской таможни (место нахождения: Санкт-Петербург, Линия 9-ая, В.О., дом 10; ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998, далее - Таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов от 09.10.2014                     № 27-12/20401 и от 16.10.2014 № 27-12/21157; а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возврате ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 567 793 руб. 78 коп.

Решением суда первой инстанции от 01.04.2015, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 13.07.2015, заявленные требования Общества удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение суда первой инстанции от 01.04.2015 и постановление апелляционного суда от 13.07.2015 и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению Таможни, Обществом в графах 44, 47 спорных деклараций не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате НДС, в связи с чем основания для возврата НДС отсутствуют. Документом, подтверждающим факт излишней уплаты НДС, в данном случае является корректировка таможенной декларации (КТД), оформленная в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок № 289), которые Общество не оформило и в таможенный орган не представило.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.

Законность обжалуемых судебных актов проверены в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в октябре 2011 года на Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни Обществом поданы декларации на товары (далее – ДТ) № 10210100/061011/0046527,                                    № 10210100/061011/0046549, № 10210100/121011/0047575,                                                 № 10210100/131011/0047856, № 10210100/161011/0048292, в соответствии с которыми к таможенному декларированию заявлены товары различных наименований – «комплектующие для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники».

По товарам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16 Обществом в графе 36 вышеуказанных ДТ заявлена льгота в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию сырья и комплектующих изделий для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

По товарам № 10, 13, 17, 18 НДС начислен и уплачен Обществом в полном объеме.

Заявленные товары Таможня выпустила в свободное обращение.

После выпуска товаров № 10, 13, 17, 18, Общество, полагая, что исчисленный по ним НДС является излишне уплаченным, обратилось в Таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов от 06.10.2014 в сумме 249 121 руб. 53 коп. по ДТ № 10210100/061011/0046527,                     №  10210100/061011/0046549 и от 10.10.2014 в сумме 318 672 руб. 25 коп. по ДТ № 10210100/121011/0047575, № 10210100/131011/0047856,                                                  № 10210100/161011/0048292, приложив все необходимые и установленные законом документы.

Решениями Таможни от 09.10.2014 № 2712/20401 и от 16.10.2014                           № 2712/21157 названные  заявления Общества оставлены без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты НДС.

Считая, что решения таможенного органа, выразившиеся в оставлении без рассмотрения заявлений Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 (далее - Перечень).

Согласно примечания № 1 к Перечню освобождение от НДС в отношении указанной в Перечне медицинской техники применяется при условии наличия у медицинской техники регистрационного удостоверения, выданного в установленном Министерством Здравоохранения Российской Федерации порядке.

Судами по материалам дела установлено, что ввезенный Обществом товар включен в названный Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС, в связи с чем Общество имеет право на применение льготы в отношении ввезенных товаров.

При этом судами обоснованно отклонены доводы Таможни относительно  не соблюдения Обществом процедуры возврата излишне уплаченного НДС.

Так, в решениях от 09.10.2014 № 2712/20401  и от 16.10.2014 № 2712/21157 Таможня указала, что Обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (КТД, оформленная в соответствии с Порядком № 289).

Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», принятым во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», утверждено Положение о разработке, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.

Согласно пункту 9 названного Положения определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к названному Перечню принадлежность отечественной медицинской техники, перечисленной в Перечне, подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в названном Перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.

Таким образом, отнесение ввозимых товаров к медицинской технике (комплекс томографический рентгеновский (код ОКП 944220), комплектующие для которого ввозились заявителем по спорным ДТ), подпадающей под действие Перечня, производится на основе регистрационного удостоверения Росздравнадзора. Иных условий предоставления освобождения от уплаты ввозного НДС нормами налогового законодательства не установлено.

Судами установлено, что Обществом было представлено действующее регистрационное удостоверение Росздравнадзора РФ, необходимые сведения вносились в графы 31, 44 каждой ДТ. Вся указанная информация имелась в Таможне на момент обращения заявителя с заявлением о возврате.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.

В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»                            (далее - Закон № 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Перечень сведений и документов, необходимых для обращения с заявлением о возврате таможенных платежей, перечислены в части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

В силу части 12 статьи 147 Закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Судами установлено и таможенным органом не оспаривается, что Общество обратилось с заявлением о возврате  излишне уплаченных таможенных платежей в пределах трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Также Таможня не оспаривает наличие у Общества оснований, препятствующих возврату таможенных платежей.

Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что все необходимые условия для возврата излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей заявителем соблюдены, оснований для отказа в возврате сумм излишне уплаченного НДС, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, по спорным декларациям у Таможни не имелось.

В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ к заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.

По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть, произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.

В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.

Таможня не отрицает уплату НДС и правильность расчета излишней уплаты НДС не оспаривает.

Согласно заявлений Общества от 06.10.2014 и 10.10.2014 оно обратилось в Таможню с требованием о возврате излишне уплаченного НДС. К указанным заявлениям Обществом приложены документы, подтверждающие право на льготу по таможенным пошлинам и НДС за ввезенный товар, представлены платежные документы, расчет излишне уплаченных денежных средств по конкретным декларациям.

Подлежит отклонению довод Таможни относительно того, что для возврата излишне уплаченных таможенных платежей Общество должно было произвести корректировку таможенной декларации (КТД), оформленной в соответствии с Порядком № 289, и представить его в таможенный орган.

В данном случае судами сделан обоснованный вывод о том, что документы, подтверждающие корректировку ДТ в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.

При документальном подтверждении декларантом права на применение льготы по уплате НДС, такое основание для отказа возвратить излишне уплаченные платежи как невнесение декларантом соответствующих изменений в ДТ после их выпуска противоречит вышеприведенным нормативным положениям, а потому правомерны выводы судебных инстанций о несоответствии оспариваемых решений Таможни нормам действующего таможенного законодательства.

Более того, Разделом V Порядка № 289 предусмотрено внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа. Невозможность применения в данном случае таможенным органом Раздела V Порядка № 289 не доказана ответчиком в судах трех инстанций.

Таким образом, неправомерна ссылка Таможни на непредставление заверенной таможенным органом формы КДТ, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для оставления данного заявления без рассмотрения.

Обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции и довод Таможни о том, что заявление не рассматривалось, в возврате пошлин и НДС не отказано, в связи с чем Общество не лишено возможности для возврата излишне уплаченных сумм путем повторного обращения с заявлением в Таможню после внесения им необходимых изменений в декларации. Поскольку факт уплаты излишне уплаченных таможенных платежей был установлен судом, фактически решениями Таможни от  09.10.2014 № 2712/20401  и от 16.10.2014 № 2712/21157 Обществу отказано в возврате излишне уплаченных сумм.

Выводы апелляционного суда в их совокупности и взаимосвязи в данной части не противоречат правовой позиции, содержащейся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».

При таких обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно признали названные решения таможенного органа недействительными и в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правомерно обязал Таможню возвратить Обществу излишне уплаченный суммы НДС.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                               п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу № А56-1808/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий                                                             А.В. Асмыкович

Судьи                                                                                            А.Г. Кудин

                                                                                                      Л.Б. Мунтян