609/2023-55794(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 15.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шекснинская птицефабрика» на решение Арбитражного суда Вологодской области от
суда от 07.04.2023 по делу № | А13-9407/2022, |
у с т а н о в и л:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14; ОГРН 1042900024562; ИНН 2901127831; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шекснинская птицефабрика» (162562, Вологодская обл., р.п. Шексна, ул. Промышленная, д. 1, оф. 1; ОГРН 1173525033990; ИНН 3524016476; далее – Общество) о взыскании 8 023 998 руб. 17 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (с учетом уточнения исковых требований).
иск удовлетвор от 07.04.2023 | |
инстанции |
Решением суда первой инстанции от ен. Постановлением суда апелляционной решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты является неверным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество, осуществляя с 2019 года эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – «Основное производство» ( № 19-0135000290-П), «Инкубатор» ( № 19-0135-001469-П), «Канализационные очистные сооружения» ( № 19-0135-001470-П), «Площадка ЭКОМП» ( № 19-0135-001471- П), представило в Управление декларации о воздействии на окружающую среду по объектам №№ 19-0135-001469-П, 19-0135-001470-П), а также декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно
которой сумма платы составляет 90 308 руб. 83 коп.
Управление в ходе проверки правильности и полноты деклараций установило, что в отчетном периоде действующих разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления Общество не имело, за выдачей (переоформлением) разрешений, за получением комплексного экологического разрешения в установленном законом порядке не обращалось.
В связи с тем, что в отсутствие действующей разрешительной документации плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ подлежит исчислению с применением коэффициента 100 (Кпр), а за размещение отходов производства и потребления – с применением коэффициента 25 (Кпр), Управление направило Обществу требование от 15.06.2021 № 328 о внесении исправлений в декларации.
Поскольку Общество представило возражения на требование, а уточненные декларации не представило, Управление, составив акт проведения контроля за исчислением платы за 2020 год, направило Обществу требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 07.07.2021 № 05-02-07/7990.
Впоследствии в связи с возражениями Общества Управление направило ему разъяснения от 27.09.2021 № 08-02-30/12599, расчеты по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, размещению отходов производства и потребления, а также уточненные акт проведения контроля за исчислением платы за 2020 год от 21.09.2021 № 41/2 и требование от 21.09.2021 № 20/2 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В связи с невнесением Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в полном объеме Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на
окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В силу статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4). Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).
В пункте 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ указано, что за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, применяется коэффициент 25, а за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу – коэффициент 100.
Согласно пункту 1 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов (пункт 1 статьи 21 Закона № 7-ФЗ).
Расчет нормативов допустимых сбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Закона (пункт 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 № 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Постановление № 913), а постановлением от 03.03.2017 № 255 – Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255).
Обязанность вносить плату с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, предусмотрена пунктом 8 Правил № 255.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
Положение настоящего пункта не применяется в случае, установленном пунктом 12(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 12(1) Правил № 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил.
При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 01.01.2019 получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил № 255 предусмотрено, что плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил, рассчитывается по формуле, элементом которой является коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы загрязняющего вещества за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в пункте 12(1) настоящих Правил, вместо коэффициента Кпр применяют коэффициент Кср, равный 25.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в 2020 году Общество не имело действующих разрешений на виды деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, за выдачей (переоформлением) таких разрешений, а также за получением комплексного экологического разрешения не обращалось, в отношении объектов «Основное производство» ( № 19-0135-000290-П), «Площадка ЭКОМП» ( № 19-0135-001471-П) декларацию о воздействии на окружающую среду не предоставляло.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что Общество осуществляло деятельность в отсутствие разрешительной документации, в связи с чем плата подлежит исчислению с применением
повышающего коэффициента, проверив представленный Управлением расчет задолженности Общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год на предмет его соответствия Постановлению № 913, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, с чем согласился и апелляционный суд.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.01.2023 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от | |
А13-9407/2022 оставить без изменения, а кассационную |
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шекснинская
птицефабрика» – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Алешкевич Судьи Л.Б. Мунтян
И.Г. Савицкая