НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 15.07.2022 № А56-45936/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июля 2022 года

Дело №

А56-45936/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» Дуничевой А.А. (доверенность от 03.09.2021), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Степановой С.Н. (доверенность от 10.01.2022), от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Шаровской Н.Н. (доверенность от 30.08.2021),

рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А56-45936/2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Луга-Лес», адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 5, пом. 15, ОГРН 1154710000532, ИНН 4710012230 (далее - Общество, ООО «Луга-Лес»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), о взыскании 31 065 248,83 руб. излишне перечисленной арендной платы по договорам аренды лесных участков от 16.12.2008 № 2-2008-12-177-З, 2-2008-12-179-З, 2-2008-12-188-З (далее - Договоры) и 1 192 991,33 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020, исковое заявление удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2020 решение от 03.12.2019 и постановление от 19.05.2020 оставлены без изменения.

Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 198412, Индустриальный пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Общество уточнило заявленные требования и просило взыскать солидарно с Комитета и Департамента суммы излишне перечисленной арендной платы в размере 37 478 718,35 руб., в том числе уплаченной в бюджет Российской Федерации в сумме 29 552 953,92 руб., в бюджет Ленинградской области – в сумме 7 925 764,43 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по состоянию на 26.05.2021 (включительно) в размере 5 562 245,07 руб.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ООО «Луга-Лес», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды при определении суммы спорных арендных платежей необоснованно не применили утвержденные понижающие коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Общество указывает, что с его стороны был соблюден порядок определения необходимости и объема санитарных рубок, а расчет объемов изъятой древесины подтвержден соответствующими доказательствами.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Департамента возражали против удовлетворения данной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в порядке приведения в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ранее заключенных по результатам конкурса договоров аренды участков лесного фонда между Комитетом (арендодателем) и закрытым акционерным обществом «Луга-Лес», впоследствии преобразованном в ООО «Луга-Лес» (арендатором), были заключены Договоры для целей заготовки древесины на срок до 31.12.2051.

Согласно пункту 5 Договоров арендная плата определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесного ресурса на установленный объем заготовки древесины на арендованном лесном участке с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310), а также повышающего по условиям конкурса коэффициента 1,2.

В пунктах 8 и 9 Договоров указано, что размер арендной платы подлежит изменению и перерасчету в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также с момента вступления в силу нормативных правовых актов, изменяющих ставки арендной платы за единицу объема лесных ресурсов (кроме платежей по прошедшимсрокам уплаты).

В случае изменения установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке арендная плата подлежит перерасчету (пункт 10 Договоров).

В пункте 18 Договоров предусмотрены обязательства арендатора, в том числе вносить арендную плату в размере и сроки, установленные Договорами, разработать проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов.

В период с 2017 по 2018 годы на основании утвержденных уполномоченным органом актов лесопатологического обследования Комитет и Общество заключили дополнительные соглашения к Договорам, которыми изменили объем изъятия ликвидной древесины, установили объемы сплошных рубок поврежденных лесных насаждений (санитарных рубок) и расчет арендных платежей за изъятие древесины по результатам этих рубок.

Общество, осуществив изъятие древесины, внесло арендные платежи в размере, установленном дополнительными соглашениями к Договорам, заключенными в 2017 – 2018 годах.

Полагая, что в дополнительных соглашениях к Договорам размер платы за изъятие древесины по результатам санитарных рубок был неправомерно произведен с применением установленного пунктом 5 Договоров повышающего коэффициента (1,2) и без учета предусмотренных пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления № 310 понижающих коэффициентов, учитывающих степень повреждения лесных насаждений, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.

Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО «Луга-Лес» не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Как указывалось выше, Договоры заключены в 2008 году в порядке переоформления договоров аренды лесных участков, заключенных в 2003 году по итогам конкурса. Переоформление договоров аренды лесного участка было обусловлено обязанностью приведения их в соответствии с требованиями ЛК РФ, установленной частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 210-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 4 Закона № 201-ФЗ порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 (далее - Порядок).

При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением № 310 (пункт 11 Порядка).

В договорах аренды, заключенных в 2003 году по итогам конкурса, расчет арендной платы был определен с применением повышающего коэффициента 1,2 к установленным ставкам арендной платы.

В соответствии с приведенными нормативными положениями в Договорах порядок расчета арендной платы был установлен как произведение ставки платы за единицу объема лесного ресурса на установленный объем заготовки древесины на арендованном лесном участке с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных Постановлением № 310, а также повышающего по условиям конкурса коэффициента 1,2.

Порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован нормами статьи 74.1 ЛК РФ.

В силу части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).

Как следует из материалов дела, в период с 2017 по 2018 годы на основании утвержденных актов лесопатологического обследования Комитет и Общество заключили дополнительные соглашения к Договорам, которыми изменили объем изъятия ликвидной древесины, установили объемы сплошной рубки поврежденных лесных насаждений (санитарных рубок) и произвели перерасчет арендных платежей за изъятие древесины по результатам этих рубок, в том числе санитарных.

Общество с иском в суд об изменении условий Договоров не обращалось. Более того, Комитет и Общество на протяжении судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций настаивали на правомерности их заключения во внесудебном порядке, с чем ошибочно согласились суды двух инстанций.

В силу требований части 3 статьи 74.1 ЛК РФ оформленные в 2017 – 2018 годах дополнительные соглашения к Договорам, изменяющие их условия в части целей, объемов и оплаты лесопользования, должны быть заключены под судебным контролем.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм права, дополнительные соглашения к Договорам, исходя из условий которых заявлены настоящие требования, являются ничтожной сделкой, а арендная плата подлежала исчислению в соответствии с условиями Договоров, воспроизведших условия договоров, заключенных в 2003 году по результатам конкурсов.

Доводов о том, что в данном случае имело место излишняя уплата арендных платежей согласно условиям Договоров (без учета дополнительных соглашений к ним) Общество не приводило и доказательств (в том числе соответствующего этому обстоятельству расчета) в материалы дела не представляло. Ввиду отсутствия доказательств факта неосновательного обогащения на стороне ответчиков оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которыми в удовлетворении заявленных требований отказано.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А56-45936/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин