НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 15.06.2022 № А42-12/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июня 2022 года

Дело №

А42-12/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 15.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БелАр» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А42-12/2020,

у с т а н о в и л:

Министерство труда и социального развития Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 46, лит. А, ОГРН 1115190002146, ИНН 5190928241 (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «БелАр», адрес: 183039, г. Мурманск, Рогозерская ул., д. 30, ОГРН 1135190002903, ИНН 5190018323 (далее – Общество), 261 192 руб. 23 коп. средств субсидии.

Решением суда первой инстанции от 08.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2021, в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2021 вышеуказанные судебные акты отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты, отказать в удовлетворении иска.

По мнению подателя жалобы, условия предоставления и расходования средств субсидии, установленные Порядком определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Мурманской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее – Порядок), утвержденного Ростановлением Правительства Мурманской области от 05.12.2014 № 615-ПП (далее – Постановление № 615-ПП), Обществом соблюдены; перечень и требования к документам, подтверждающим расходование средств субсидии Министерством в нарушение пункта 16 Порядка в соглашениях о предоставлении субсидии не указывались и у ответчика не запрашивались; факт оказания услуг истцом не оспорен; замечания к объему и качеству оказанных услуг у Министерства отсутствуют; сумма полученной субсидии не превысила утвержденный в Мурманской области норматив финансирования расходов на услуги по социальному обеспечению и соответствует количеству оказанных услуг. Податель жалобы также считает, что суды неправомерно применили нормы налогового и гражданского законодательства, поскольку они не регулируют отношения по предоставлению субсидий из бюджета Мурманской области.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

Министерством до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 05.08.2019 по 15.08.2019 на основании приказа от 30.07.2019 № 364 Министерством проведена проверка соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии, в ходе которой осуществлена проверка достоверности сведений о затратах, связанных с предоставлением получателю социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, и предъявленных к возмещению фактических затрат за 2018 год.

В ходе проверки установлено, что средства субсидий выплачивались Обществу в 2018 - 2019 годах на основании ряда соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:

- от 28.03.2018 № 09-06/165 в размере 126 979 руб. 41 коп.,

- от 23.04.2018 № 09-06/186 в размере 134 197 руб. 56 коп.,

- от 17.05.2018 № 09-06/207 в размере 134 347 руб. 78 коп.,

- от 26.06.2018 № 09-06/276 в размере 131 582 руб. 41 коп.,

- от 25.07.2018 № 09-06/303 в размере 137 020 руб. 50 коп.,

- от 18.09.2018 № 09-06/345 в размере 140 928 руб. 12 коп.,

- от 25.10.2018 № 09-06/416 в размере 147 552 руб. 87 коп.,

- от 17.12.2018 № 09-06/510 в размере 149 201 руб. 87 коп.,

- от 29.01.2019 № 09-06/62 в размере 149 201 руб. 87 коп.

В целях подтверждения затрат Обществом представлены, в частности документы по оплате труда, услуг связи, банка, по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, по приобретению материалов.

Между тем Министерством в ходе проверки выявлено, что затраты в полном объеме Обществом не подтверждены, поскольку среди прочих документов представлены платежные ведомости по выплате заработной платы, начисление которой в бухгалтерском учете не отражено, а затраты на услуги связи произведены за пределами действия соглашений.

В требовании от 19.08.2019 № 09-06/6191-см (том 1 л.д. 76-77) Министерство, указывая на нарушение Обществом положений пункта 12 постановления Правительства Мурманской области от 05.12.2014 № 615-ПП «Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг в Мурманской области», пунктов 4.3.4 заключенных соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета, потребовало возвратить средства субсидии в размере 261 192 руб. 23 коп. в 10-дневный срок.

Письмом от 10.09.2019 № 05/СУ-19 (том 1 л.д. 79) Общество направило в Министерство дополнительные документы в подтверждение обоснованности расходования средств субсидий на оплату труда.

Министерство, указывая на оставление без удовлетворения ответчиком требования от 19.08.2019 № 09-06/6191-см и повторно направленного требования от 10.10.2019 № 09-06/7367-см (том 1 л.д. 100-102), обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества ранее выплаченных субсидий в общей сумме 261 192 руб. 23 коп.

При новом рассмотрении дела, суды, принимая во внимание правовую позицию суда округа, изложенную в постановлении от 16.06.2021, исследовав значимые для существа спора обстоятельства, признали требования Министерства подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что при принятии обжалуемых судебных актов суды правомерно руководствовались следующим.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В данном случае пунктами 15 и 20 Постановления № 615-ПП определено, что основанием для возврата субсидии в областной бюджет является выявление факта нарушения условий ее предоставления.

В пункте 7 Порядка определены условия предоставления субсидии; в пункте 8 - требования к поставщикам, претендующим на получение субсидии; в пункте 10 - для целей получения субсидии поставщик социальных услуг представляет также отчет о своих фактических затратах на предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой.

Пунктом 4.1.4 соглашений предусматривалось, что в случае установления главным распорядителем средств областного бюджета или получения от органа государственного финансового контроля Мурманской области информации о факте (-ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и соглашениями, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашениями недостоверных сведений, получателю направляется требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании.

Согласно пункту 4.3.3 названных соглашений в случае получения от главного распорядителя средств областного бюджета требования в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашений получатель обязывался устранить факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании, и возвратить в областной бюджет средства субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Обязанность получателя субсидии обеспечивать полноту и достоверность сведений, предоставляемых главному распорядителю средств областного бюджета в соответствии с соглашениями, определена в пункте 4.3.4 данных соглашений.

В рассматриваемом случае суды обоснованно исходили из того, что формальное соответствие Общества условиям и требованиям Порядка на момент предоставления субсидий не лишает Министерство права на осуществление контроля за достоверностью представляемых получателем сведений путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представляемых получателем по запросу главного распорядителя средств областного бюджета, что следует из пунктов 4.1.3 и 4.3.2 соглашений и соответствует пункту 3 статьи 78 БК РФ и пункту 19 Порядка.

Согласно материалам дела Министерством в ходе плановой проверки на основании представленных Обществом в соответствии с пунктом 4.3.2 соглашений документов выявлено излишнее предъявление ответчиком в 2018 году затрат на предоставление социальных услуг при выделении субсидий в сумме 261 192 руб. 23 коп., которые основывались на недостоверных документах.

Указанные выводы Министерства, изложенные в соответствующем Заключении, Обществом по существу не опровергались (письмо от 10.09.2019 № 05/СУ?19).

Одновременно с этим письмом ответчик после проведения проверки и выставления ему требования от 19.08.2019 № 09?06/6191?см представил истцу приказы по личному составу, дополнительные соглашения к трудовым договорам, которые, по его мнению, подтверждали его расходы на оплату труда в 2018 году. В этой связи Общество просило пересмотреть требование. Оставшуюся сумму излишне полученной субсидии ответчик обязывался возвратить в бюджет.

Поскольку пункт 20 Порядка и пункт 4.3 соглашений не предусматривали возможность пересмотра Министерством требования об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет по результатам проверки, Министерство обоснованно не приняло во внимание дополнительно предоставленные Обществом документы, а письмом от 10.10.2019 № 09-06/7367-см подтвердило обязанность ответчика возвратить в бюджет 261 192 руб. 23 коп.

Довод заявителя о том, что средства субсидии освоены Обществом с соблюдением требований для их выдачи, а расходы ответчика превысили сумму полученных ассигнований получил правовую оценку судов и обоснованно ими отклонен.

Суды указали на отсутствие оснований для компенсации Обществу затрат, подтвержденных счетами на услуги связи, оплата по которым фактически не производилась, на расходы по оказанию услуг по профосмотру и медицинским услугам, которые не относились к проверяемому периоду, а также по парикмахерским услугам в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие у ответчика трудовых или гражданско-правовых отношений с лицом их выполнивших.

В представленных Обществом сводных ведомостях по начисленной заработной плате, обязанность ведения которой и достоверность с подтверждением первичными документами возлагалось на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации, суды установили несоответствие требованиям, предъявляемым законодательством о бухгалтерском учете к первичной учетной документации по учету и оплате труда, в связи с чем не приняли их в качестве доказательств по делу.

Суды также признали не подтвержденными затраты Общества, произведенные Фунтикову А.В., Морозовой П.Е., Дьеври А.И. по платежным ведомостям на основании договоров оказания социальных услуг от 03.08.2018 № 1, от 05.09.2018 № 2, 11.11.2018 № 3, от 03.12.2018 № 4, поскольку Обществом не представлены доказательства фактического оказания социальных услуг и уплаты в соответствующий бюджет НДФЛ и страховых взносов с доходов указанных лиц.

Кроме того, судами верно отмечено, что из документов бухгалтерского учета (анализ заработной платы по сотрудникам (помесячно), отчетам по взносам (помесячно), представленным в ходе проведения контрольного мероприятия, прослеживается начисление заработной платы и страховых взносов как работникам, оказывающим социальные услуги получателям, так и работникам, не имеющим отношение к оказанию социальных услуг.

Ссылки ответчика на иные представленные Обществом в подтверждение произведенных затрат документы (налоговые декларации, расходные документы на коммунальные услуги и арендную плату) судами правомерно отклонены.

Как установлено судами, указанные расходы в отчетах проверяемого периода (2018 год) к возмещению за счет средств субсидии в составе фактических затрат на предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, Обществом не предъявлялись, отсутствовали в отчетах о фактических затратах Общества на предоставление социальных услуг, на эти цели не предусматривалось, и по соглашениям за 2018 год указанные затраты возмещению не подлежали.

Установив приведенные обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, учитывая невыполнение Обществом принятой на себя обязанности по обеспечению полноты и достоверности сведений, предоставляемых главному распорядителю средств областного бюджета в соответствии с соглашениями (пункт 4.3.4 соглашений), в отсутствие доказательств устранения выявленных Министерством нарушений и возврата в областной бюджет средств субсидии в размере и в сроки, определенные в требованиях от 19.08.2019 № 09-06/6191-см и от 10.10.2019 № 09-06/7367-см, обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 261 192 руб. 23 коп. средств субсидии.

Доводы кассационной жалобы Общества не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а направлены на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора не относится к компетенции суда округа.

Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу №А42-12/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БелАр» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.С. Васильева

О.Р. Журавлева