НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 15.03.2021 № А56-68702/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 марта 2021 года

Дело №

А56-68702/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,
Родина Ю.А.,

при участии от государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации и Милосердия»  Книзель С.Г. (доверенность от  25.09.2020 № 23), Комисаровой О.С. (доверенность от 25.09.2020 № 22), Иванова А.В. (доверенность от 24.09.2020 № 21),  от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу Агафонова А.В.  (доверенность от 26.02.2021 № 13-17/05308),  Иванова  В.И. (доверенность от 10.12.2020
№ 13-17/39312), Савостиной Е.В. (доверенность от  26.02.2021 № 13-17/05309),  Елдышева В.В. (доверенность от 05.02.2021 № 13-17/03095),

рассмотрев 15.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу № А56-68702/2020,

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа
№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации и Милосердия», адрес:
195273, Санкт-Петербург, Амурская ул., д. 2, лит. А,
ОГРН 1027802516334, ИНН 7804094481 (далее - Школа), обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 3.2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу, адрес:
195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 13/1, ОГРН 1047807000020,
ИНН 7804045452 (далее - Инспекция), от 16.03.2020 № 199 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении заявления отказать.

Податель жалобы настаивает на том, что выплаты, которые производятся на основании пункта 6 статьи 45 Закона Санкт- Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее – Социальный кодекс Санкт-Петербурга) подлежат обложению страховыми взносами, в связи с чем основания для признания спорного пункта решения Инспекции от 16.03.2020 недействительными, отсутствуют.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Школы возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что в период с 08.10.2019 по 09.01.2020 Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка расчета Школы по страховым взносам за девять месяцев 2019 года, по итогам которой Инспекцией был составлен акт от 23.01.2020 № 619 и, с учетом возражений плательщика,  принято  решение от 16.03.2020 № 199.

Основанием для принятия решения Инспекции от 16.03.2020 № 199  в оспариваемой Школой части,  послужили выводы Инспекции о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха педагогическим работникам государственных образовательных учреждений на 522 450 руб. Данное обстоятельство, по мнению Инспекции, повлекло занижение суммы ежемесячных платежей, подлежащих уплате, в общей сумме 156 735 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 114 939 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 26 644 руб. 95 коп., на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 15 151 руб. 05 коп.

В решении от 16.03.2020 № 199 Инспекция также указала, в соответствии со статьями 106 и 197 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению и, поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет своих трудовых обязанностей, оно не несет затрат, связанных с их выполнением. Таким образом, по мнению Инспекции, компенсационные выплаты, производимые на основании пункта 6 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по
Санкт-Петербургу от 21.07.2020 № 16-13/41715@ жалоба Школы на решение Инспекции от 16.03.2020 № 199  оставлена без удовлетворения.

Полагая, что  решение Инспекции от 16.03.2020 № 199, является неправомерным в оспариваемой части  и  нарушает права и законные интересы Школы, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (пункт 1 статьи 421 НК РФ).

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе, назначения на должность или утверждения в должности.

Как следует из статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (статья 165 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга, в отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга, устанавливаются следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

Как следует из преамбулы Социального кодекса Санкт-Петербурга, данный закон регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление Школы, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга  и являются мерой социальной поддержки, что свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должно производиться начисление страховых взносов по правилам главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суды также обратили внимание на следующее.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений (далее - Порядок).

Правила предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений определены в пункте 1.1 данного  Порядка.

В пункте 1.3 Порядка определен используемый в данном нормативном документе термин, а именно: получателем дополнительных мер социальной поддержки является  гражданин, являющийся  работником государственного учреждения и имеющего право на получение дополнительных мер социальной поддержки.

Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются работникам государственных учреждений по основному месту работы. При исполнении работником должностных обязанностей по совместительству дополнительные меры социальной поддержки, на которые работник имеет право в соответствии со статьей 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга предоставляются по месту основной работы (пункт 1.4 Порядка).

При таких обстоятельствах, как верно отметили судебные инстанции, Школа,  перечисляющая работнику спорные выплаты расценивается в данных отношениях не как работодатель, производящий выплаты в рамках трудовых отношений, а как администратор в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку  в спорных выплатах, производимых Школой, отсутствует элемент трудовых отношений, суды пришли к обоснованному выводу,  что  данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам статьи 420 НК РФ и правомерно  удовлетворили заявление Школы.

Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы направлены на иную оценку исследованных судами  доказательств и сделанных на их основе выводов. Данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу № А56-68702/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу  - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина

Ю.А. Родин