АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2024 года
Дело №
А56-22490/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни представителя
Власовой В.А. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 01.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2023 по делу № А56-22490/2022,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Атлант», адрес: 197372, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 15, корп. 1, офис 258, ОГРН 1137847203933, ИНН 7814574198 (далее – ООО «Атлант», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1,
ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее – Таможня), от 07.02.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 15.02.2022, 16.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее – ДТ)
№ 10228010/070222/3061992, 10228010/090222/3066961, 10228010/110222/3069589, 10228010/100222/3069304,10228010/110222/3070765, 10228010/100222/3069315, 10228010/110222/3070769,10228010/150222/3076992, 10228010/160222/3078792, ее решений от 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 15.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10228010/070222/3061992, 10228010/090222/3066961, 10228010/100222/3069304, 10228010/100222/3069315, 10228010/150222/3076992, об обязании Таможни внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/110222/3069589, 10228010/110222/3070765, 10228010/110222/3070769, 10228010/160222/3078792 путем указания в графе 31 перечисленных ДТ под номером 13 кодов маркировки (кодов средств идентификации) товаров.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 апелляционная жалоба Таможни возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока ее подачи.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, не имеется оснований указывать в ДТ, по которым задекларированы колеса ходовые в сборе с шинами, под номером 13 в графе 31 коды маркировки товаров, предусмотренные в отношении шин, в связи с чем таможенный орган обоснованно отказал обществу во внесении указанных сведений в ДТ. Суд неверно применил положения Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество (покупатель, Россия) на основании внешнеторгового контракта от 08.06.2018 № 36/2-2018, заключенного с иностранной компанией «TRADEFININVEST SA» (продавец, Швейцария), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и предъявило к таможенному оформлению на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования) по ДТ № 10228010/070222/3061992, 10228010/090222/3066961, 10228010/110222/3069589, 10228010/100222/3069304, 10228010/110222/3070765, 10228010/100222/3069315, 10228010/110222/3070769, 10228010/150222/3076992, 10228010/160222/3078792 товар «колеса ходовые из стали в сборе с шинами...», страна происхождения – Китай.
В графе 31 ДТ Общество указало коды маркировки (коды средств идентификации) товаров, предусмотренные в отношении шин постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.
По результатам таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров, таможенным постом декларанту направлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, путем исключения сведений о маркировке шин средствами идентификации, указанных Обществом под номером 13 в графе 31.
В связи с отказом декларанта от выполнения указанных требований Таможней приняты решения:
от 09.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ
№ 10228010/070222/3061992;
от 10.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ
№ 10228010/090222/3066961;
от 11.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ
№ 10228010/100222/3069304;
от 11.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ
№ 10228010/100222/3069315;
от 15.02.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ
№ 10228010/150222/3076992.
По остальным декларациям Общество выполнило требования таможенного поста, внесло изменения в сведения, в заявленные в графе 31 ДТ № 10228010/110222/3069589, 10228010/110222/3070765, 10228010/110222/3070769, 10228010/160222/3078792, в связи с чем таможенный пост принял решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Считая, что требования Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, а также решения об отказе в выпуске товара, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суды первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 Таможенного кодекса).
Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Порядок № 257).
Как следует из подпункта 29 пункта 15 Порядка № 257, в графе 31 декларации под номером 1 должно быть указано наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; под номером 13 - для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, указываются общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, или на потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия – на первичную упаковку), или на материальный носитель (далее – коды идентификации товаров); кодовое обозначение уровня маркировки, а также коды идентификации товаров, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации транспортной упаковки; агрегированные таможенные коды, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).
Порядок маркировки товаров унифицированными в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в городе Алматы 02.02.2018; далее – Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.
С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 № 129 введена маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новыми средствами идентификации, а также утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который включены товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 ТН ВЭД «Шины и покрышки пневматические резиновые новые».
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1958.
Согласно Правилам шины – продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.
Обществом, как установлено судами, по спорным ДТ ввезены колеса ходовые из стали в сборе с шиной, то есть данный товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины, которые предназначены для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.
В отношении шин, как было указано выше, законодательством ЕАЭС и Российской Федерации предусмотрено требование об обязательной маркировке средствами идентификации.
Как следует из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2023 № 307-ЭС23-598 по делу
№ А56-6172/2021, Порядок № 257 не содержит запрета на указание в декларации на товары кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.
Более того, в Порядке(пункт 15, подпункт 29) прямо установлено, что в Российской Федерации для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, должны быть указаны коды маркировки товара в соответствующем разделе декларации на товары (сведения о средствах идентификации). Такое указание осуществляется в целях обеспечения такой публично значимой цели как экологическая безопасность в аспекте контроля за отходами производства и потребления. В спорных декларациях на товары в соответствующей графе были указаны сведения о кодах маркировки.
Общество неоднократно указывало на то, что указание кодов маркировки не повлияет на возможность осуществления таможней контроля (в том числе фискального) в отношении ввезенных товаров.
Напротив, заявитель, действуя как разумный и добросовестный участник в публичных правоотношениях с таможенными органами, зная о том, что фактически указание кодов маркировки шин в декларации не является обязательным условием для выпуска товаров в настоящем случае, сообщил таможенным органам сведения о шинах, позволяющих в дальнейшем осуществлять в их отношении функции контроля, связанные как с защитой потребителей от контрафактной продукции, так и с обеспечением такой публично значимой ценности как экологическая безопасность.
Кроме того, таможенный орган фактически не привел доводов, которые могли бы подтвердить невозможность осуществления таможенного контроля в отношении ввезенных товаров после их выпуска в случае указания кодов маркировки шин в графе 31 ДТ под номером 13.
С учетом изложенного правового подхода суд первой инстанции в настоящем деле признал необоснованными требования Таможни о внесении изменений в ДТ и исключении сведений о маркировке шин средствами идентификации и удовлетворил заявленные требования в полном объеме, признав недействительными в том числе решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров по спорным ДТ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2023 по делу № А56-22490/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
Ю.А. Родин
Е.И. Трощенко