НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 14.12.2017 № А13-18770/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 декабря 2017 года

Дело №

А13-18770/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,

при участии от акционерного общества «Домнаремонт» ФИО1 (доверенность от 05.02.2016),

рассмотрев 13.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Домнаремонт» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.06.2017 (судья Лудкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу № А13-18770/2015,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Домнаремонт», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 162600, <...>, (далее - Общество, ОАО «Домнаремонт») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 162602, <...>, (далее - Управление, Фонд) о признании недействительным решения от 12.10.2015 № 04502715РВ0000487 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения обществу уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 111 869 руб. 87 коп. (в том числе с превышения предельной базы для начисления страховых взносов - 10 727 руб. 02 коп.), 19 463 руб. 29 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии, 24 577 руб. 52 коп. - по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), 27 958 руб. 70 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени и штрафы в соответствующих суммах.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.

Решением суда первой инстанции от 05.06.2017 оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части доначисления Обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 111 869 руб. 87 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 19 463 руб. 29 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 27 958 руб. 70 коп., страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2064 руб. 23 коп., пеней и штрафов в соответствующих суммах. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 12.09.2017 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Обществом правомерно не исчислены и не уплачены страховые взносы за работников, занятых во вредных условиях труда по профессии маляр 3 разряда, маляр 4 разряда строительно-монтажного участка.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Фонд и третьи лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки в отношении Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 Управлением составлен акт от 15.09.2015 № 04502715АВ0000487 (том 1, листы 135 - 144) и принято решение от 12.10.2015 № 04502715РВ0000487 (том 1, листы 31 - 49), которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафов в общей сумме 334 791 руб. 10 коп. Указанным решением заявителю доначислено и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 673 955 руб. 50 коп. и пени в общей сумме 301 387 руб. 01 коп.

Частично не согласившись с решением Фонда, Общество оспорило его в арбитражный суд.

Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества по эпизоду, изложенному в пункте 7 решение Фонда, правомерно руководствуясь следующим.

На основании статьи 5 Закона № 212-ФЗ Общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которое обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5  этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

В силу части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, условием исчисления работодателем дополнительных тарифов является занятость его работников на определенных видах работ.

Исчисление организацией страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат и вознаграждений в пользу работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьями 7, 8 и 9  Закона № 212-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 указанного Закона не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 данного Закона.

Частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, предусмотрен дополнительный тариф страхового взноса на 2013 год в размере 2%, на 2014 год - 4%.

В ходе проверки установлено и в пункте 7 оспариваемого решения Фонда отражено, что Обществом не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых во вредных условиях труда по профессии маляр 3 разряда и маляр 4 разряда строительно-монтажного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях право на льготное пенсионное обеспечение имеют маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код 23200000-13450).

Таким образом, как верно отметили суды обеих инстанций, работа по указанной специальности относится к дающим право на досрочное назначение пенсии по наименованию с учетом условий выполнения работы по указанной специальности (маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности).

В силу пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ), в редакции, действующей с 01.01.2014, периоды работы, предусмотренные подпунктами 2 – 18 пункта 1 настоящей статьи, и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

До указанной даты пункт 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ был изложен в следующей редакции: «Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом».

В силу пункта 7 статьи 7 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, с 01.01.2014.

Между тем согласно пункту 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации и при этом для целей, определенных статьей 7 Закона № 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ.

В рассматриваемом случае согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда № 1.6.17.12, № 1.6.10.6, № 1.6.10.4 класс условий труда маляров установлен - 3.4, в строке 040 «Гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда» указано в графе «Вид гарантий и компенсаций» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 - список № 2 (том 9, листы 62 - 70).

Маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, которым утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.

При этом судами обеих инстанций учтено, что при рассмотрении вопроса о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу не может предрешаться вопрос о праве застрахованных лиц на назначение пенсии по льготным основаниям, при том, что застрахованные лица, ознакомленные с результатами оценки условий труда имеют право на обжалование данной оценки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ, где предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.

В соответствии с трудовыми договорами от 01.04.2013 № 89, от 12.04.2013 № 137, от 26.06.2013 № 311, № 334 третьи лица - ФИО4, ФИО5, ФИО3 - приняты заявителем на работу на должность маляра 4 разряда на постоянной основе, ФИО2 - на должность маляра 3 разряда на постоянной основе (том 9, л.д. 142 - 153).

Представленные в материалы дела табели учета рабочего времени, расчетные листки с начислениями заработной платы и иных выплат за 2013 - 2014 годы подтверждают занятость указанных работников в качестве маляров в течение полных рабочих дней (том 10, л.д. 22 - 140; том 11, л.д. 1 - 52).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании 20.10.2016 маляры ФИО4, ФИО3, ФИО2, представитель ФИО5 указали на выполнение третьими лицами работ с вредными веществами в течение полных рабочих дней, включая подготовку поверхностей и кистей для работы, составление необходимых для выполнения трудовых функций смесей, содержащих вредные вещества.

Раздельный учет рабочего времени занятости на работах с вредными и допустимыми условиями труда и раздельный учет начислений заработной платы за работу в разных условиях труда заявителем не велся.

При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правомерный вывод о том, что маляры, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам, в спорный период являлись занятыми в течение полного рабочего дня в соответствии с условиями трудовых договоров и табелей учета рабочего времени на видах работ, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в связи с чем Общество обязано начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в их пользу.

Доводы кассационной жалобы относительно неправильной оценки доказательств подлежат отклонению, поскольку установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда. Ошибочного распределения бремени доказывания, а также каких-либо нарушений положений статьи 71 АПК РФ при оценки доказательств судами не допущено.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Правовые основания для иной оценки доказательств, ставших предметом исследования судами обеих инстанций, у кассационной инстанции отсутствуют.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.06.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 по делу № А13-18770/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Домнаремонт» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Е.Н. Александрова

Е.С. Васильева