АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 октября 2015 года Дело № А56-58303/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.10.2015.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 08.12.2014 № 98/01-22), от акционерного общества «Арсенал-1» ФИО2 (доверенность от 12.08.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2015 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу № А56-58303/2014,
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Арсенал-1», место нахождения: 188661, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация района) об обязании принять в муниципальную собственность мостовой переход через реку Охту с кадастровым номером 47:07:0000000:42136, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, муниципальное образование «Новодевяткинское сельское поселение», дер. Новое Девяткино.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация Новодевяткинского сельского поселения), администрация муниципального образования «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация Муринского сельского поселения), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление).
Решением от 07.04.2015 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации района поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Управление, администрация Новодевяткинского сельского поселения и администрация Муринского сельского поселения надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является застройщиком жилого комплекса «Девяткино», расположенного во Всеволожской районе Ленинградской области, в деревне Новое Девяткино.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 статьи 4 устава муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в состав территории Всеволожского муниципального района входят Муринское сельское поселение и Новодевяткинское сельское поселение.
Общество и Администрация Новодевяткинского сельского поселения заключили муниципальный контракт от 28.06.2010 № 07 на выполнение работ по строительству автомобильной дороги (улично-дорожной сети) жилого квартала «Девяткино» на территории указанного муниципального образования (пункт 2.1 контракта, т.д. 1, л. 159-164).
В связи с отсутствием мостового перехода на момент строительства автомобильной дороги Администрация Новодевяткинского сельского поселения и Общество заключили соглашение о сотрудничестве от 28.12.2010 № 10 (т.д. 1, л. 156-158). В соответствии с соглашением Общество обязуется осуществить строительство искусственного дорожного сооружения – моста через реку Охту для автомобильной дороги (улично-дорожной сети) жилого квартала «Девяткино»; в установленном порядке ввести объект в эксплуатацию, после чего передать объект в муниципальную собственность.
Между муниципальным образованием «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и муниципальным образованием «Муринское сельское поселение» Всеволожского района заключено соглашение в целях организации межмуниципального сотрудничества (т.д. 1, л. 341-343). Предметом соглашения является взаимодействие сторон на паритетных и взаимовыгодных условиях для решения вопроса местного значения поселений – обеспечение строительства и реконструкции автомобильной дороги в границах населенных пунктов названных муниципальных образований.
Администрация Новодевяткинского сельского поселения 07.09.2010 выдала Обществу разрешение № RU47504308-24 на строительство мостового перехода через реку Охту (т.д. 1, л. 19,20).
Во исполнение принятых обязательств Общество (заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью «БалтМостСтрой» (подрядчик) договор от 08.10.2010 № П-03/08, согласно которому подрядчик принял обязательство по строительству моста через реку Охту в районе поселка Девяткино (т.д. 1, л. 93-103).
Распоряжением Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 15.02.2012 № 68 утверждено заключение о соответствии мостового перехода требованиям проектной документации, технических регламентов, строительным нормам и правилам, государственным стандартам (т.д. 1, л. 60-65).
Обществу выдано разрешение от 16.03.2012 № RU47504308-23 на ввод в эксплуатацию мостового перехода через реку Охту (т.д. 1, л. 49, 50).
Постановлением Администрации Новодевяткинского сельского поселения от 05.07.2013 № 66/01-04 мостовому переходу присвоен адрес: Ленинградская обл., Всеволожский район, муниципальное образование «Новодевяткинское сельское поселение», дер. Новое Девяткино, мостовой переход через реку Охту поставлен на кадастровый учет, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом (т.д. 1, л. 272, 273).
Согласно акту проверки от 04.09.2013 № 80-ФН/2013, составленному Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, выданное Администрацией Новодевяткинского сельского поселения разрешение на ввод в эксплуатацию мостового перехода является незаконным, поскольку выдано в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок (т.д. 1, л. 336, 337).
На основании указанного акта постановлением Администрации Новодевяткинского сельского поселения от 11.10.2013 отменено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – мостового перехода через реку Охту (т.д. 1, л. 339, 440).
Общество обратилось к Администрации района с заявлением об утверждении схем земельных участков, необходимых для эксплуатации мостового перехода (т.д. 1, л. 260). С аналогичными заявлениями обратились глава администрации муниципального образования «Муринское сельское поселение» и глава администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» (т.д. 1, л. 266, 268).
Постановлениями Администрации района от 13.11.2013 № 3525, 3526 утверждены схемы земельных участков общей площадью 257 кв.м и 569 кв.м.
Общество, полагая, что указанный мостовой переход является составной частью дороги районного значения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), а также учитывая, что указанный мостовой переход используется исключительно для транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В силу статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципального образования находится имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, податель жалобы полагает, что мостовой переход предназначен исключительно для обслуживания автомобильной дороги поселения, Администрация района не являлась стороной соглашения и обязательств по принятию в собственность объекта не принимала, в связи с чем мостовой переход на основании статьи 14, 50 Закона № 131-ФЗ подлежит передаче в муниципальную собственность поселения.
Между тем вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что мостовой переход соединяет муниципальное образование «Новодевяткинское сельское поселение» с муниципальным образованием «Муринское сельское поселение». Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела схемой (т.д. 1, л. 247). Ввиду изложенного доводы подателя жалобы о том, что указанный объект находится в границах поселения, противоречат материалам дела.
В силу пунктов 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) мостовой переход как вид искусственного сооружения является составной частью (элементом) объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 1 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).
Мостовой переход построен во исполнение муниципального контракта, для осуществления хозяйственной деятельности Общества не используется; Общество является коммерческой организацией, в чью деятельность не входит ни эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, ни эксплуатация дорожных сооружений. При таких обстоятельствах мостовой переход, связывающий два муниципальных сельских поселения, не может находиться в частной собственности организации, построивший данный объект для обеспечения общих нужд поселений в границах муниципального района.
Довод подателя жалобы о том, что строительство мостового перехода осуществлено без разрешительной документации материалами дела не подтверждается.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для отмены разрешения на ввод мостового перехода в эксплуатацию стало отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки под опорами моста (т.д. 1, л. 337). Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Общество принимало меры по оформлению земельных участков под опорами моста, неоднократно обращалось в Администрацию района (т.д.1, л. 246, 260, 288). Однако Администрация района отказывала в оформлении прав на земельные участки и рекомендовала обратиться в суд с требованием об оспаривании решения Администрации по вопросу выделения земельных участков (т.д. 1, л. 241).
Схемы земельных участков под опорами моста утверждены постановлениями Администрации района только 13.11.2013 № 3525, 3526, после чего Обществом выполнено межевание границ участков и произведена постановка этих участков на государственный кадастровый учет (т.д.1, л. 274-277).
Согласно заключению эксперта от 09.02.2015 № 276/16 указанный объект построен с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил, в соответствии с проектной документацией, деформаций и повреждений не выявлено, опасности для жизни и здоровья людей не создает (т.д. 2, л. 107, 108). Кроме того, указанный мостовой переход разгружает транспортные потоки, улучшает транспортное сообщение между новыми жилыми микрорайонами, создает более благоприятные условия для проживания населения, что обоснованно принято во внимание судами при разрешении спора.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам дорога, построенная Обществом, которая примыкает к мостовому переходу, является автомобильной дорогой районного значения.
Ввиду изложенного и принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу, что мостовой переход как объект технологически связанный с построенной дорогой районного значения, предназначенный для организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, подлежит передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Оснований для иной оценки выводов судов, равно как и для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу № А56-58303/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Стрелов
Судьи М.В. Захарова
П.Ю. Константинов