АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 сентября 2015 года Дело № А05-13159/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 14.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.06.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу
№ А05-13159/2014,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний Шик», место нахождения: Архангельская область, Приморский район, населенный пункт Талажское шоссе, дом 22, корпус 1, офис 304, ОГРН 1112901009440,
ИНН 2901218969 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163045, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119, ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142 (далее - Учреждение, Фонд), о признании недействительным решения от 10.10.2014
№ 5-7/9-501 в части непринятия к зачету 20 838 руб. 50 коп. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы считает, что постановление администрации Мурманской области от 27.01.1992 № 64 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области» (далее - постановление администрации № 64), установившее повышенный районный коэффициент на территории Мурманской области, является недействующим с 28.06.2011, в связи с чем Общество не вправе применять районный коэффициент в размере 1,5. Полагает, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться не региональным законодательством, а Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) и принятыми в соответствии с указанным Законом нормативными правовыми актами. Фонд также считает, что в случае, когда при расчете пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством средний заработок работника приравнивается к минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ) либо пособие выплачивается в фиксированных размерах, соразмерность уплаченных страховых взносов и выплаченного страхового обеспечения применяться не может.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Учреждением проведена документальная выездная проверка Общества по вопросам правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 29.09.2011 по 31.07.2014, по результатам которой составлен акт от 05.09.2014 № 740 ОСС и вынесено решение от 10.10.2014 № 5-7/9-501 о непринятии к зачету 20 838 руб. 50 коп. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Учреждение посчитало, что в результате неверного применения страхователем районного коэффициента при определении размера пособий (1,5 вместо 1,4) образовалась переплата в общей сумме 20 838 руб. 50 коп.
Не приняты к зачету следующие расходы, произведенные Обществом:
10 978 руб. 40 коп. - расходы страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, назначенные поименованным в решении работникам в нарушение статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375; 201 руб. 24 коп. - расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (Паршиной Т.П., Разиной К.С., Потаниной Е.С., Волковой Е.А.), назначенные в нарушение статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ); 2682 руб. 97 коп. - расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка Паршиной Т.П., Волковой Е.А.; 6975 руб. 89 коп. на выплату ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком (Цветковой А.Н., Паршиной Т.И., Разиной К.С., Волковой Е.А.), назначенные в нарушение статьи 5 Закона № 81-ФЗ.
Учреждение пришло к выводу о том, что все пособия в отношении сотрудников Общества, работающих на территории города Мурманска и Мурманской области, назначены и выплачены с учетом завышенного размера районного коэффициента в размере 50% (или 1,5), тогда как следовало применить коэффициент в размере 40% (или 1,4), установленный для Мурманской области постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее - постановление № 380/П-18).
Полагая решение Учреждения в данной части не основанным на нормах действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительными решение Фонда в оспариваемой части.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В пункте 1 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ указано, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 1 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
В силу пункта 2 вышеназванной статьи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для таких плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Законом № 255-ФЗ.
В части 2 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ установлено, что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности, беременность и роды, рождение ребенка (детей) и уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункты 2 и 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона № 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007
№ 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение № 375).
В силу пункта 6 Положения № 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 № 839) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения.
Пункт 11.1 положения № 375 предусматривает, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными нормами, а также статьей 10 Закона № 4520-1, статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 № 466 «О признании утратившим силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», пунктом 55 постановления Совета министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР», постановлением № 380/П-18, информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда России от 09.06.2003 № 25-23/5995, постановлением главы администрации Мурманской области от 27.01.1992 № 64, пришли к следующим выводам.
Суды правомерно отметили, что при решении вопроса о размере коэффициента к заработной плате работников в определенной местности необходимо учитывать региональное законодательство; утрата действия одного нормативного правового акта, на основании и во исполнение которого органом местного самоуправления принят другой нормативный правовой акт, автоматически не влечет утрату силы такого нормативного правового акта.
Правомерно суды сослались и на то, что применяя действующий нормативный правовой акт Мурманской области, заявитель обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,5 при назначении вышеназванных пособий застрахованным лицам.
Кассационная инстанция отмечает, что постановление главы администрации Мурманской области от 27.01.1992 № 64, определившему районный коэффициент в размере 1,5, в установленном законодательством порядке не оспорено, установленный им коэффициент в размере 1,5 также никем не отменялся, а следовательно, в спорные периоды этот размер коэффициента являлся действующим и его применение при расчете заработной платы для исчисления социальных пособий является правомерным. Более того, иного коэффициента в целях, отраженных в перечисленных выше нормативных актах, в спорные периоды никем не устанавливался.
Кассационная инстанция поддерживает и позицию судов о том, что исходя из социальной значимости спорных пособий, цель их выплаты заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая, поэтому если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента, который также учитывался при уплате страховых платежей, то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.
В связи с изложенным суды правомерно признали, что выводы, изложенные в решении Фонда, касающиеся оспариваемой Обществом части, противоречат положениям Закона № 255-ФЗ и нарушают права заявителя как страхователя, в связи с этим суды обоснованно признали решение Учреждения в этой части недействительным и справедливо удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую позицию Учреждения при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 по делу № А05-13159/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судьи О.Р. Журавлева
Ю.А. Родин