АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 апреля 2022 года | Дело № | А26-6051/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А, Кудина А.Г., рассмотрев 13.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2022 по делу № А26-6051/2021, у с т а н о в и л: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Карельский окатыш», адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, стр. 284, ОГРН 10211000879316, ИНН 1004001744 (далее – АО Карельский окатыш», «Общество») об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 27.09.2019 № 67 и о взыскании 2 542 руб. 00 коп. задолженности по арендной плате в связи с ошибочным применением поправочного коэффициента. Решением суда от 29.09.2021, заявленные требования Министерства удовлетворены в полном объеме: суд обязал Общество заключить с Министерством дополнительное соглашение от 28.05.2021 к договору аренды лесного участка от 27.09.2019 № 67 в редакции, предложенной истцом и взыскал с Общества в пользу Министерства 2 542 руб. задолженности по арендной плате, а также 8000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. Постановлением апелляционной инстанции от 08.01.2022, решение от 29.09.2021 отменено, в удовлетворении иска Министерству отказано. Суд взыскал с Министерства в пользу Общества 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе. В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о правомерности применения к нелесным насаждениям занятыми озерами понижающего коэффициента 0,75, установленного абзацем 3 пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), поскольку полагает, что абзац 4 пункта 8 Примечания к таблицам 14, 16 названного Постановления применяется только к лесным землям. Представители Общества и Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 27.09.2019 № 67, сроком действия до 01.01.2035, (далее – Договор), по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - строительства и эксплуатация объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью Костомукшского месторождения железистых кварцитов на основании лицензии на пользование недрами ПТЗ 01722 ТЭ, зарегистрированной 05.06.2015 в Костомукшском городском округе Республики Карелия. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приводится в приложении № 3 к договору и составляет 832 923 руб. 00 коп. в год (пункт 2.1). В соответствии с условиями Договора (пункт 2.4) аренды арендатор обязан вносить арендную плату в сроки, предусмотренные приложением № 4 к договору. Местоположение лесного участка, переданного в аренду: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, Костомукшское участковое лесничество (Костомукшское лесничество по лесоустройству), номер лесного квартала 149, 150, кадастровый номер участка 10:04:0026502:1213. Площадь лесного участка составляет 1617714 кв.м. (пункт 1.2 Договора). Согласно приложению №2 к договору, характеристике лесного участка и его насаждений в квартале 149 выделе 12 на площади 1 га арендуемый лесной участок занят озерами. Министерство обосновывая невозможность применения к занятому озерами лесному участку понижающего коэффициента 0,75, установленного пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310, письмом от 28.05.2021 № 663 предложило Обществу подписать дополнительное соглашение к Договору аренды, согласно которому арендатор вносит доплату арендной платы по перерасчету за 2019, 2020 годы в сумме 2 542 руб. В связи с неполучением ответа на письмо Министерство направило в адрес Общества претензионное письмо от 22.06.2021 № 776 о неполном расчете с бюджетом и с требованием в десятидневный срок с момента получения письма уплатить доначисленную арендную плату за 2019 год - 355 руб. и за 2020 год - 2187 руб. Ссылаясь на невыполнение названного требования, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обосновывая его тем, что при расчете арендной платы были неправильно применены коэффициенты к ставкам платы. Суд первой инстанции, основываясь на положениях абзаца 3 пункта 8 Примечания к Таблице 14 Постановления № 310, части 3 статьи 71, части 4 статьи 73, частей 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса, статей 422 ,424, части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел выводу, что коэффициент 0,75, предусмотренный пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310, применяется только к лесным землям и применение каких либо понижающих коэффициентов в отношении нелесных земель занятых водными объектами данным Постановление не предусмотрено. Следовательно, применение при расчете арендной платы понижающего коэффициента 0,75 для нелесных земель является не правомерным и не обоснованным. Как следствие, исковые требования Министерства обоснованы и подлежат удовлетворению. Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и пришел к иным выводам, указав на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска о взыскании спорной задолженности по арендной плате и обязании заключить дополнительное соглашение к Договору аренды: суд счел, что доначисление Министерством арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,75 произведено в нарушение Постановления № 310, поскольку расположение арендуемого лесного участка на нелесных землях (занятых озерами, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений) само по себе не исключает возможность применения абзаца 3 пункта 8 примечаний к Таблице № 14 Постановления № 310 к спорным правоотношениям сторон. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства. В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Согласно частям 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи). Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением № 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов. Абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75. Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов. В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами. Возражая относительно предъявленного иска, Общество указало, что согласно характеристикам переданного в аренду лесного участка, отраженным в приложении 2 к Договору, он частично занят озерами и относится к нелесным землям, в связи с чем при определении размера арендной платы в отношении спорного участка подлежит применению поправочный коэффициент 0,75, предусмотренный абзацем третьим пункта 8 приложений к Таблице 14 Постановления № 310. Достоверные и достаточные доказательства иного качественного состояния спорного участка отсутствуют; факт нахождения озер на лесном участке Министерство не отрицает, однако со ссылкой на пункты 63, 64 и 65 Лесоустроительной инструкции полагает допустимым применение коэффициента 0,75 только в отношении лесных земель, не покрытых лесной растительностью. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Отклоняя ссылки Министерства на абзац 3 пункта 63, пункт 65 Лесоустроительной инструкции (утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122), апелляционный суд учел, что данная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, тогда как Постановление № 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного Постановлением № 310. Установив, что часть лесного участка, переданного в аренду Обществу занята озерами, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, суд правомерно пришел к выводу о необходимости начисления арендной платы в отношении этой части лесного участка с применением понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310. Означенная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 14.03.2022 № 307-ЭС22-783. Поскольку оснований для взыскания с Общества доначисленной арендной платы в спорный период не имеется, системная правильная оценка имеющихся в деле доказательств (в соответствии с критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности, требованиями статьи 71 АПК РФ) позволила апелляционному суду обоснованно признать отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска не только в части доначисления арендный платежей, но и побуждения Общества подписать дополнительное соглашение к Договору. У суда первой инстанции не имелось ни материальных, ни процессуальных предпосылок для иных выводов по существу спора. Оснований для изменения либо отмены постановления апелляционной инстанции нет (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2022 по делу № А26-6051/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич А.Г. Кудин | |||