АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 2017 года
Дело №
А13-1522/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 11.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2017 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 (судьи Зайцева А.Я., Писарева О.Г., Чередина Н.В.) по делу № А13-1522/2017,
у с т а н о в и л:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Арагон» (место нахождения: 162000, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, г. Грязовец, ул. Ленина, 66, оф. 22, ОГРН 1143529000185, ИНН 3509011233; далее - общество) о взыскании 11 450 руб. 01 коп. платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, по договору купли - продажи лесных насаждений от 11.07.2014 № 10/75, в том числе 4277 руб. 98 коп. в доход федерального бюджета и 7172 руб. 03 коп. в доход бюджета Вологодской области.
Определением суда от 17.02.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.04.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2017, департаменту отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ее податель просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (требований лесного законодательства) и несоответствие их выводов обстоятельствам дела. Департамент считает, что он как организатор аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с целью заготовки древесины неверно определил начальную продажную цену лесных насаждений; в дальнейшем (по итогам проверки) при уточнении начальной цены он обоснованно при расчетах применил повышающий коэффициент 1,05 с учетом ликвидного запаса древесины на одном гектаре лесосеки, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - постановление Правительства РФ № 310); перерасчет платы произведен правомерно; сумма иска определена как разница между скорректированной начальной ценой аукциона, увеличенной на 5 процентов (шаг аукциона), и внесенной ответчиком платой по договору.
Представители общества и департамента, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола об итогах аукциона от 19.06.2014 № 10/75 департамент (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи лесных насаждений от 11.07.2014 № 10/75.
Согласно протоколу об итогах аукциона от 19.06.2014 № 10/75 начальная цена предмета аукциона (221 860 руб.) увеличена победителем (обществом) на один шаг аукциона (5%); окончательная цена предмета аукциона составила 232 953 руб. (том дела I; листы 78 - 79).
В соответствии с пунктом 1 договора продавец продает, а покупатель покупает лесные насаждения на территории Вологодской области, Грязовецкого района, Грязовецкого территориального отдела - государственного лесничества, Слободского участкового лесничества леса АОЗТ ПЗ «Заря», квартал № 29, выдел № 26, 28, делянка № 1 на площади 12,9 га и осуществляет заготовку древесины, елей и (или) деревьев других хвойных пород в объеме 2505 куб. м.
Плата по договору составляет 232 953 руб., в том числе 87 002 руб. 32 коп. - в федеральный бюджет, 145 950 руб. 68 коп. - в бюджет Вологодской области. Внесенный задаток в размере 22 186 руб. считается оплатой в федеральный бюджет (пункт 9 договора); срок действия договора устанавливается с 11.07.2014 по 10.07.2015 (пункт 23 договора).
Обязательство по оплате цены договора ответчиком исполнено в полном объеме.
По результатам проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) проверки правильности исчисления платы по договорам купли-продажи лесных насаждений выявлен неполученный доход бюджета в связи с неправильным исчислением платы по договору вследствие неприменения повышающего коэффициента 1,05 при проведении сплошных рубок при ликвидном запасе древесины от 150,1 куб. м на 1 га, предусмотренного пунктом 7 примечаний к таблице 1 постановления Правительства РФ № 310.
По расчету истца размер доначисленной платы по договору составил 11 450 руб. 01 коп. (в доход федерального бюджета 4277 руб. 98 коп. и в доход бюджета Вологодской области 7172 руб. 03 коп.); расчет истца основан на формуле: правильно определенная начальная цена аукциона (232 764 руб. 77 коп.), умноженная на шаг аукциона (5%), минус 232 953 руб. (внесенная ответчиком плата по договору); то есть 244 403 руб. 01 коп. – 232 953 руб. = 11 450 руб. 01 коп. (том дела I, лист 37).
Претензия департамента от 21.12.2016 с требованием о погашении означенной задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Как счел департамент, ответчик ненадлежащим образом исполнил договорные обязательства, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правомерно исходили из требований исполнения обязательств (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), принципа свободы договора и определенных исключений из него (статья 421 ГК РФ) и определенных нормативных требований к цене договора.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) использование лесов в Российской Федерации является платным.
Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений урегулирован правилами глав 7 и 8 ЛК РФ.
Согласно статье 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии Кодексом. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом.
Наряду с понятием договора купли-продажи (пункт 1 статьи 454 ГК РФ) и обязанностью покупателя оплатить товар (пункт 1 статьи 486 ГК РФ) суды учли, что по общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 77 ЛК РФ), проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (статья 78 ЛК РФ), которая определяется в соответствии со статьей 76 Кодекса, но не может быть ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Системно истолковав указанные нормативные положения, суды правильно отметили, что начальная цена предмета аукциона является регулируемой и не может быть ниже минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а конкретный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается по результатам аукциона и не является регулируемым (он определяется по итогам открытой конкурентной борьбы).
Постановлением Правительства РФ № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В пункте 7 примечаний к таблице 1 этого постановления отражено: при проведении сплошных рубок предусмотрено применение коэффициента с учетом ликвидного запаса древесины на одном гектаре лесосеки: 0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. м на один гектар; 1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. м на один гектар; 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. м на один гектар.
Судами установлено, что согласно ведомости материально-денежной оценки выдела/подвыдела лесного участка из 12,9 га общей площади лесного участка на части эксплуатационной площади (0,80 га) ликвидный запас древесины составил 146 куб. м на га, на части (7,1 га) - 201 куб. м на га, на части (3,3 га) - 195 куб. м на га, на части (1,7 га) - 198 куб. м на га.
При расчете начальной цены предмета аукциона в отношении всех эксплуатационных частей лесного участка применен корректирующий коэффициент с учетом запаса древесины равный 1, в то время как в отношении большей части эксплуатационной площади, составляющей в совокупности 12,1 га, подлежал применению корректирующий коэффициент 1,05.
С учетом указанного коэффициента минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений согласно представленному истцом расчету составляет 232 764 руб. 77 коп.; цена договора по результатам торгов составила 232 953 руб.
Поскольку сформированная по результатам аукциона цена превышает минимальный размер платы, определяемый в соответствии со статьями 76, 79 ЛК РФ, суды не усмотрели оснований для удовлетворения иска.
Довод департамента о необходимости применения к минимальному размеру платы 5-процентной надбавки (шаг аукциона) (в связи с чем цена договора должна составлять 244 403 руб. 01 коп.) не принят судами, поскольку окончательная цена аукциона не является регулируемой и складывается по результатам конкурентного спроса участников аукциона.
Следуя этому доводу департамента, сам факт заключения договора на торгах не становится очевидным, поскольку при начальной более высокой цене предмета аукциона последний мог не состояться; этот довод не согласуется с принципами правовой определенности и стабильности гражданского оборота.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу № А13-1522/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.О. Подвальный
Судьи
О.А. Алешкевич
Л.Б. Мунтян