13 апреля 2006 года Дело № А13-6460/2005-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Михайловской Е.А., рассмотрев 13.04.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.11.05 по делу № А13-6460/2005-27 (судья Кудин А.Г.),
у с т а н о в и л::
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения «Благоустройство и обслуживание жилья» (далее - учреждение) 30 982, 85 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 03.11.05 в удовлетворении требований Управлению фонда отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, факт представления учреждением недостоверных сведений подтверждается вступившим в законную силу решением суда от 08.04.05 по делу № А13-114/2005-17, также представлением учреждением в дальнейшем другой ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители сторон в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, учреждение, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представило 19.02.04, то есть в установленный срок, в Управление фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2003 год, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ, в том числе ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11, лист дела 41), в которой отражены данные о начисленных и перечисленных страховых взносах за 2003 год в целом по учреждению, а также размере задолженности по уплате страховых взносов на конец расчетного периода (2003 год). В ведомости уплаты взносов учреждение указало, что перечисленная в 2003 году сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 56 000 руб. уплачена за 2002 год, а 13 800 руб. взносов на накопительную часть пенсии уплачены за 2002 год в размере 8 426 руб., а за 2003 год - в размере 5 374 руб.. При проверке представленных сведений нарушений не обнаружено.
В судебном заседании Арбитражного суда по делу № А13-114/2005-17 (решение от 08.04.05) о взыскании с учреждения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год и 6 месяцев 2004 года установлено, что из 56 000 руб. страховых взносов на страховую часть пенсии, перечисленных в 2003 году, 20 000 руб. – уплачены за 2002 год, а 36 000 руб. уплачены за 2003 год, а из 13 800 руб. страховых взносов перечисленных на накопительную часть трудовой пенсии 2 500 руб. уплачены за 2002 год, а 11 300 руб. уплачены за 2003 год.
Скорректированная ведомость уплаты страховых взносов представлена учреждением 07.06.05 (лист дела 29), о чем имеется отметка отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
На основании обнаруженных расхождений Управление фонда составило акт от 23.05.05 о представлении страхователем в ПФР неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений.
Решением от 16.06.05 № 6 Управление фонда привлекло учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде взыскания 30 982, 85 руб. штрафа – 10% платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации причитающихся за период с 01.01.03 по 31.12.03.
Поскольку учреждение не уплатило в добровольном порядке указанную сумму санкций в срок, установленный в требовании от 16.06.05 № 04-23/174, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая Управлению фонда в удовлетворении заявленных требований, сослался на несоблюдение им порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, установленного Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 318. Суд указал, что Управлением фонда не выяснены конкретные обстоятельства, подтверждающие недостоверность и (или) неполноту представленных страхователем сведений, вывод о противоречии сведений, указанных в ведомости за 2003 год сделан без сверки с данными бухгалтерского учета учреждения.
Кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлен перечень сведений, в соответствии с которым страхователь представляет информацию о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ дополнительно к сведениям, указанным в этой статье, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений в статье 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено применение к страхователям финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В данном случае недостоверность сведений об уплате страховых взносов выявлена Управлением фонда в результате рассмотрения дела о взыскании задолженности за 2003 год и 6 месяцев 2004 года.
В судебном заседании по делу № А13-114/2005-17 на основании представленных учреждением платежных документов, судом установлено расхождение в суммах фактически уплаченных страхователем в 2003 году за этот период страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии и суммах, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов (АДВ-11) как уплаченных за этот же отчетный период (2003 год). Также судом определена сумма задолженности учреждения за 2003 год, несоответствующая сумме, указанной в первоначально представленной учреждением ведомости, в связи с чем Управлению фонда частично отказано во взыскании с учреждения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.. В решении суда по делу № А13-114/2005-17 указано, что ссылка Управления фонда на ведомости уплаты страховых взносов, сданные за 2003 и 2004 год, в которых страхователем указаны суммы задолженности за спорные периоды без учета платежей, представленных в суд, не может быть принята судом во внимание, поскольку реальными доказательствами проплат являются платежные поручения, проведенные через банк, представленные в суд, а не ведомости уплаты страховых взносов.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Недостоверность представленных в установленный срок сведений, указанных в Ведомости, составленной по форме АДВ-11, кроме того, подтверждается тем, что учреждение 07.06.05 направило в Управление фонда другую Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (лист дела 29), где суммы уплаченных страховых взносов за 2002 и 2003 год, а также суммы задолженности по уплате взносов за 2002 и 2003 год отличаются от сумм, приведенных учреждением в первоначально поданной Ведомости.
Поскольку учреждение представило в Управление фонда недостоверные сведения, страховщик правомерно применил к нему финансовые санкции в виде взыскания 30 982, 85 руб. – 10% от суммы (309 828, 50 руб.) начисленных по декларации за 2003 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.11.05 по делу № А13-6460/2005-27 отменить.
Требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения «Благоустройство и обслуживание жилья» в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе 30 982, 85 руб. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Взыскать с муниципального учреждения «Благоустройство и обслуживание жилья» в доход федерального бюджета 2 236 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий Л.И. Кочерова
Судьи Н.А. Зубарева
ФИО1