НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 12.10.2023 № А56-113561/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 октября 2023 года

Дело №

А56-113561/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области Семеновой А.А. (доверенность от 09.01.2023 № 04-26/00031), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Никулина А.В. (доверенность от 11.01.2023 № 05-22/00183),

рассмотрев 12.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства «Крестьянское (фермерское) хозяйство Быковых» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по делу № А56-113561/2022,

у с т а н о в и л:

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Крестьянское (фермерское) хозяйство Быковых», адрес: 188447, Ленинградская обл., Волосовский р-н, с.п. Большеврудское, п. Беседа, Мирная ул., д. 8, ОГРН 1214700006894, ИНН 4705060434 (далее - Хозяйство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. 7 Армии, д. 12А, ОГРН 1044701248536, ИНН 4705013503 (далее – Инспекция), от 01.08.2022 № 5455 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, адрес: 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34, ОГРН 1047811053619, ИНН 7806159173 (далее – Управление), от 02.09.2022 № 16-22-03/13473@.

Решением суда первой инстанции от 10.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Хозяйство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 10.02.2023 и постановление от 16.05.2023 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, само по себе неисполнение главой крестьянского (фермерское) хозяйства (далее – КФХ) обязанности по уплате страховых взносов за себя и члена КФХ не может являться основанием для привлечения юридического лица – Хозяйства к установленной законом ответственности в силу положений части 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представители налоговых органов возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Хозяйство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Хозяйством 31.01.2022 расчета по страховым взносам за 2021 год, по итогам которой составила акт от 20.05.2022 № 3711 и приняла решение от 01.08.2022 № 5445 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Хозяйству доначислено 56 996 руб. 52 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, начислено 4990 руб. 06 коп. пеней, Хозяйство привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 2849 руб. 75 коп. штрафа.

Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о том, что в представленном расчете неправомерно не отражены сведения о начисленных страховых взносах в фиксированном размере в отношении Быкова Анатолия Михайловича (глава КФХ) и Быковой Ирины Анатольевны (член КФХ). Налоговым органом в соответствии со статьей 430 НК РФ произведен расчет страховых взносов за 2021 год, начиная с 20.04.2021, за одного члена КФХ, общий размер которых за апрель – декабрь 2021 года составил 22 623 руб. 47 коп. – на обязательное пенсионное страхование и 5 874 руб. 79 коп. – на обязательное медицинское страхование.

Решением Управления от 02.09.2022 № 16-22-03/13473@ решение налогового органа отменено в части привлечения Хозяйства к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере, превышающем 1424 руб. 87 коп.; в остальной части апелляционная жалоба Хозяйства оставлена без удовлетворения.

Хозяйство оспорило решения Инспекции и Управления в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов, Хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица 20.04.2021, в соответствии с соглашением от 25.01.2021 Хозяйство создано Быковым А.М. и его супругой Быковой И.А., являющимися членами КФХ, главой Хозяйства является Быков А.М.

В пункте 5 статьи 23 ГК РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ). Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности КФХ, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Из положений статей 4, 14 - 16 Закона № 74-ФЗ следует, что отношения между главой КФХ и его членами, в том числе права и обязанности членов КФХ, полномочия главы КФХ, прием новых членов, размер и форма выплаты части доходов, полученных от деятельности КФХ, определяются соглашением, заключенным между членами КФХ. Такие отношения регулируются вне рамок трудовых договоров. Это означает, что глава КФХ не является работодателем по отношению к членам КФХ, а члены КФХ не являются наемными работниками по отношению к главе КФХ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ (статья 23), вправе создать юридическое лицо - КФХ.

На основании пункта 2 статьи 50 ГК РФ КФХ являются коммерческой организацией.

Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать страховые взносы (статья 19 НК РФ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Данная норма определяет их как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями - подпункт 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, и как плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой) – подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 НК РФ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Для целей применения Налогового кодекса Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 11 данного Кодекса главы КФХ относятся к индивидуальным предпринимателям.

Указанные плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы за себя в порядке, установленном статьей 430 НК РФ.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

Пунктом 2 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена КФХ.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по КФХ определяется как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 32 448 руб. за расчетный период 2021 года, 34 445 руб. за расчетный период 2022 года, и количества всех членов КФХ, включая главу КФХ.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по КФХ определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 8426 руб. за расчетный период 2021 года, 8766 руб. за расчетный период 2022 года, и количества всех членов КФХ, включая главу КФХ.

Следовательно, за главу КФХ и его членов должны уплачиваться страховые взносы в фиксированном размере, независимо от наличия или отсутствия облагаемых страховыми взносами выплат главе КФХ и его членам. Выплаты и иные вознаграждения, производимые КФХ в пользу физических лиц, принятых главой КФХ на работу в КФХ, в рамках трудовых отношений подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (статья 420 НК РФ).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1551-О, каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой крестьянских хозяйств, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 01.01.2017 глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации) не содержит.

Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, которые определены статьей 430 НК РФ, в отношении себя и членов КФХ. При этом из положений закона не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно КФХ (как юридического лица), его главы и членов КФХ.

Изложенные в кассационной жалобе аргументы относительно того, на КФХ распространяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, действующие в отношении юридических лиц, в том числе положения пункта 2 статьи 56 названного Кодекса, не принимаются судом кассационной инстанции.

Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует властные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 названного Кодекса).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 НК РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах и возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход спора.

При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Хозяйства не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по делу № А56-113561/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства «Крестьянское (фермерское) хозяйство Быковых» - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

Е.С. Васильева

С.В. Соколова