АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 октября 2017 года | Дело № | А56-78839/2016 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2017. Постановление в полном объеме изготовлено 17.10.2017. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Самсоновой Л.А., Подвального И.О., при участии от Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» Скурихина В.А. (доверенность от 11.01.2017 № 01-54/17), от акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Снигиревой Н.А. (доверенность от 16.05.2017 № 711-05/2017), рассмотрев 12.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Всеволожского лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2016 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А56-78839/2016, у с т а н о в и л: Всеволожское лесничество филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области», место нахождения: 188643, Ленинградская область, город Всеволожск, Социалистическая улица, дом 114а (далее – Лесничество, Ленобллес), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Комсомольская улица, дом 13, ОГРН 1084704002360 (далее – Общество), о взыскании ущерба в размере 16 985 500 руб., причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Решением суда первой инстанции от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Лесничество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Лесничества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами дух инстанций, между Ленобллесом и Обществом 04.05.2010 заключен договор № 49-04, в соответствии с которым Общество осуществляло восстановление и благоустройство нарушенного лесного участка, расположенного в Меднозаводском участковом лесничестве, Приозерского лесничества - филиала Ленобллеса, в квартале № 82, выдел 17. Восстановление и благоустройство производилось экологическими безопасными инертными отходами, образовавшимися при производстве работ на территории Срок действия договора до 31.12.2012. Дополнительным соглашением от 28.12.2012 срок действия договора продлен до 28.12.2013. При этом разрешительной документации на продолжение работ Ленобллесом не выдавалось. При патрулировании территории 03.09.2015 в 4 километрах от д. Медный завод в квартале 82 выделе 15, 17, 18, 19, 27 Меднозаводского участкового лесничества на месте старого карьера лесничим Лемболовского лесничества, исполняющим обязанности лесничего Меднозаводского участкового лесничества Всеволожского лесничества - филиала Ленобллеса было обнаружено загрязнение, захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором. Лесничеством установлено, что завозимый грунт размещается за пределами предоставленного лесного участка, а квартал № 82 выдел 17 был предоставлен для работ в рамках действия договора. По факту нарушения лесного законодательства был составлен акт о лесонарушении от 04.09.2015 № 51. По произведенным замерам площадь лесонарушения составляет 2,7 га, что подтверждается чертежом участка лесонарушения. Сумма ущерба, причиненного лесному хозяйству, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, постановлением Правительства от 26.11.2007№ 806, составила 16 985 500 рублей. Письмом от 20.08.2015 № 371 Общество сообщило, что на территории Приозерского лесничества - филиала Ленобллеса в квартале № 82 выдел 17 ведутся работы по рекультивации нарушенного лесного участка по истечении срока действия договора от 04.05.2010 № 49-04. В адрес Общества 29.09.2015 было направлено претензионное письмо Отказ Общества послужил основанием для обращения Лесничества с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанции, исходя из того, что акт о лесонарушении не отвечает критериям допустимости и безусловности доказательств, из недоказанности факта совершения Обществом вменяемого ему истцом лесонарушения, в удовлетворении заявления отказали. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 утвержден «Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (далее – Административный регламент). Пунктами 78 и 79 Административного регламента предусмотрено, что в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков). Мероприятия по патрулированию проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Право лесничего осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации также закреплено в подпункте «б» пункта 8 «Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394. Подпунктом «ж» названного пункта также установлено право лесничего составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение. Ввиду изложенного, вывод судебных инстанций о том, что акты о нарушении лесного законодательства могут быть составлены лесным инспектором исключительно по итогам проведенной проверки, осуществленной в соответствии с законной процедурой, является ошибочным. Также суды необоснованно сочли, что обнаружив признаки нарушения закона, лесничему надлежало инициировать внеплановую проверку, составив по ее итогам акт о лесонарушении, вызвав для его составления всех заинтересованных лиц. В данном случае из материалов дела следует, что акт о лесонарушении составлен лесничим в одностороннем порядке, поскольку это связано с реализацией задач и целей лесного надзора в рамках мероприятия, не требующего взаимодействия с Обществом. В связи с этим, требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) к рассматриваемым правоотношениям не применимы. Также необходимо отметить, что порядок оформления результатов проверки закреплен в статье 16 Закона № 294-ФЗ. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ). Перечень таких грубых нарушений, влекущих признание недействительными результатов проверки, установлен частью 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона в части непредставления акта проверки. Вывод судов о недопустимости акта о лесонарушении является ошибочным, несоответствующим пункту 1 части 3 статьи 1, пункту 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. Суд кассационной инстанции учитывает, что данное доказательство является не достаточным для установления состава деликтного правонарушения, поскольку содержит ограниченные сведения о характере нарушения и не содержит сведения о лице его совершившем. Таким образом, кассационная инстанция полагает, что ошибочные выводы судов двух инстанций не привели к принятию неправильного решения. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика. В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В полном объеме, всесторонне исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства (акт о лесонарушении, постановление о назначении административного наказания от 02.06.2016 № 40414-16/ДЛ, протокол об административном правонарушении от 19.04.2016 № 19/07-002) в их совокупности, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности обстоятельств, с которыми закон связывает возможность взыскания убытков. В этой связи у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по делу № А56-78839/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Всеволожского лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | Л.А. Самсонова И.О. Подвальный | |||