АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 июля 2022 года
Дело №
А26-6008/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 12.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу № А26-6008/2021,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Карельский окатыш» (186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ш. Горняков, стр. 284; ОГРН 10211000879316; ИНН 1004001744; далее – Общество) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 08.04.2013 № 22 о взыскании с ответчика 166 руб. задолженности по арендной плате по указанному договору (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 02.12.2021 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановлением суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Министерством и Обществом в целях строительства и эксплуатации линейного объекта – линии электропередачи ВЛ-110кВ в Костомукшском городском округе Республики Карелия на срок до 20.10.2022 заключен договор от 08.04.2013 № 22 аренды лесного участка общей площадью 15,8 га, расположенного в части кварталов 62, 63, 79, 80 Ладвозерского участкового лесничества Костомукшского лесничества.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 5.1.3 договора арендодатель ежегодно направляет арендатору извещение о начислении арендной платы на текущий год.
Обязанность арендатора вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором, предусмотрена пунктом 4.4.4 договора.
Согласно извещениям Министерства о начислении арендной платы за 2018, 2019 и 2020 годы при расчете арендной платы применен коэффициент 0,75, устанавливаемый при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, в ходе которой выявлено и отражено в акте от 21.08.2020 № 11/2020, что при расчете арендной платы по указанному договору коэффициент 0,75 применению не подлежит.
В связи с этим Министерство письмом от 28.05.2021 предложило арендатору заключить дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому Общество вносит 166 руб. доначисленной арендной платы за указанный период.
В связи с отклонением Обществом указанного предложения Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии оснований для изменения договора, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, признав ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – Постановление № 310).
Как установлено пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Министерство, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, исходило из того, что коэффициент 0,75 при расчете арендной платы применен ошибочно и исправление данной ошибки возможно путем обязания арендатора заключить дополнительное соглашение к договору в части его обязанности уплатить за 2018, 2019 и 2020 годы арендную плату, доначисленную без коэффициента 0,75.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» судам разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что арендная плата по данному договору является регулируемой; часть лесного участка, переданного в аренду Обществу, занята ручьями, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что арендная плата подлежала расчету с применением коэффициента 0,75, предусмотренного пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, установив, что совокупности условий для внесения изменений в договор аренды, предусмотренных ГК РФ, не имеется, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Министерству в удовлетворении исковых требований.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу № А26-6008/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Алешкевич
Судьи
Л.Б. Мунтян
И.Г. Савицкая