НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 12.07.2005 № А26-9480/04-23

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июля 2005 года                                                                 Дело № А26-9480/04-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л. И., Хохлова Д.В., 

рассмотрев 12.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Бондаренко Людмилы Ивановны  на решение от 19.10.04 (судья Одинцова М.А.) и постановление апелляционной инстанции от 02.12.04 (судьи Романова О.Я., Тойвонен И.Ю., Шатина Г.Г.) Арбитражного суда Республики Карелия   по делу  № А26-9480/04-23,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с предпринимателя Бондаренко Людмилы Ивановны 1 827 руб. 90 коп., в том числе: 1 800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год и 27 руб. 90 коп. пеней.

Решением суда от 19.10.04 требования Управления фонда удовлетворены.

Постановлением  апелляционной инстанции  от 02.12.04 решение суда от 19.10.04 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Как утверждает податель жалобы, являясь пенсионером, он не осуществлял в 2003 году предпринимательской деятельности, а потому не должен уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за указанный период.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, Бондаренко Л.И. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от 04.06.98 № 1025). Ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении фонда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6  Федерального закона Российской Федерации от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Поскольку предприниматель Бондаренко Л.И. не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, Управление фонда направило ей требование от 31.01.04 № 3955-Т, в котором страхователю предложено в добровольном порядке уплатить недоимку и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год. В установленный срок предприниматель не исполнил требование, в связи с чем Управление фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Как указано в статье 28 Закона № 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлен пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.04 № 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа", согласно которому фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря текущего года.

В пунктах 2, 4 статьи 26 Закона № 167-ФЗ предусмотрены последствия нарушения установленного срока уплаты названных страховых платежей: при уплате страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками ему начисляются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Закон № 167-ФЗ не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 названного Закона все индивидуальные предприниматели являются страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Из систематического толкования норм Закона № 167-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Правильность такого вывода подтверждается положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.04 № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

Порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности регламентирован рядом законодательных и нормативных актов.

Пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.12.03 № 185-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Эти документы оформляются в соответствии с требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.03 № 630). На основании полученных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ). Факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей подтверждается документом установленной формы (пункт 12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.03 № 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 и № 439"). Таким документом является "Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма            № Р65001, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.03 № 630).

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих утрату статуса индивидуального предпринимателя          Бондаренко Л.И.  в установленном порядке (прекращение названным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке), требование Управления фонда о взыскании с предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год  и пеней является законным и обоснованным.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает правомерным отклонение судами первой и апелляционной инстанций довода Предпринимателя об отсутствии у него обязанности уплачивать страховые взносы, в связи с тем, что он является пенсионером и в 2003 году не осуществлял предпринимательскую деятельность.

Таким образом, суд первой и апелляционной  инстанций правомерно удовлетворил требования Управления фонда в части взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и пеней в общей сумме 1 827 руб. 90 коп.

Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

При подаче жалобы  предпринимателем уплачено 50 руб. госпошлины. Судом предоставлена отсрочка по уплате госпошлины по кассационной жалобе на оставшуюся сумму 950 руб.  В соответствии со статьей 333.22 НК РФ суд считает возможным снизить размер госпошлины до 50 руб., уплаченных при подаче кассационной жалобы, с учетом материального положения предпринимателя, поскольку она является пенсионером, предпринимательскую деятельность не осуществляет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение от 19.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 02.12.04 Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-9480/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Бондаренко Людмилы Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий                                                           Л.В. Блинова

Судьи                                                                                                    Л.И. Кочерова

                                                                                                    Д.В. Хохлов