НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 12.05.2005 № А44-11080/04-С10

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2005 года                                                                                     Дело № А44-11080/04-С10

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей  Хохлова Д.В. и Малышевой Н.Н.,

 рассмотрев 11.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2005 по делу № А44-11080/04-С10 (судья Анисимова З.С.),

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области (далее – Управление фонда)  обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ»  (далее – Общество) 467 856 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год и 70 391 руб. 08 коп.  пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

Решением суда первой инстанции от 19.01.2005 заявленные Управлением фонда требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить  решение суда и отказать Управлению фонда в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налоговые льготы по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются и в отношении плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы являются составной частью единого социального налога. Кроме того, Общество считает, что Управление фонда неправомерно выставило ему требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, поскольку согласно статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области и общество с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ» о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество 18.03.2004 представило в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Новгородской области декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год (л.д. 9-11), согласно которой  сумма начисленных  страховых взносов составила  467 855,49 руб., в том числе 423 539,73 руб. – направляемых на страховую часть трудовой пенсии и 44 315,76 руб. – на накопительную часть

В сроки, установленные  статьей  24 Закона  Российской  Федерации  от  15.12.2001  № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Общество страховые взносы  не уплатило, поэтому Управление фонда 02.06.2004 направило ему требование от 24.05.2004 № 3 об уплате в срок до 08.06.2004  имеющейся у организации по состоянию на 24.05.2004 задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в сумме 467 856 руб. за 2003 год, а также пеней в сумме 93 999,91 руб. за нарушение срока уплаты страховых взносов.

Это требование  Обществом в установленный срок не исполнено.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона 167-ФЗ  взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке,  Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда законным и обоснованным.

Статьей 234 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в проверяемый период, определено, что главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ предусмотрено, что от уплаты единого социального налога освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо.

Освобождение налогоплательщиков в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ от уплаты единого социального налога квалифицируется Налоговым кодексом Российской Федерации как налоговая льгота. Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков налоговым законодательством Российской Федерации по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог». Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога

С 1 января 2002 года вступило в силу новое пенсионное законодательство, согласно которому право на обязательное страховое обеспечение реализуется только в случае уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Данная норма закреплена в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и  персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.

Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ. В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона № 167-ФЗ финансирование базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога, относятся к иным обязательным платежам и подлежат уплате в порядке, установленном Законом № 167-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая база по единому социальному налогу определена в абзаце втором пункта 1 статьи 237 НК РФ. В налоговую базу включаются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц.

В пункте 1 статьи 239 НК РФ перечислены предоставленные отдельным категориям плательщиков единого социального налога  льготы. Эти льготы не распространяются  на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а потому не подлежат применению  страхователями, обязанными в силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Закон № 167-ФЗ не содержит.

Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ» обязано исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование без учета льгот, установленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Довод Общества относительно отсутствия у Управления фонда полномочий на направление требования об уплате страховых взносов и их последующем взыскании не принимается судом кассационной инстанции как не основанный на нормах действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Статьей 5 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из положений статьи 25 Закона № 167-ФЗ следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки и пеней по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов.

Ссылка Общества на статью 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» кассационная инстанция считает ошибочной. Из абзаца четвертого статьи 9 названного Федерального закона следует, что налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации,  осуществляется  взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года.  В настоящем деле  Управлением фонда 02.06.2004 выставлено требование об уплате  имеющейся у организации по состоянию на 24.05.2004 задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию  за 2003 год, а также пеней, начисленных  за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2003 год.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для  удовлетворения жалобы Общества и  отмены принятого по данному делу решения суда.

В соответствии со статьями  110 и 112  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на общество с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ». Поскольку подателю кассационной жалобы предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2005 по делу № А44-11080/04-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РАУ» Межрегиональной общественной организации инвалидов «БЛОКАДНИКИ» в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий                                                                                         Н.Г. Кузнецова

Судьи                                                                                                                       Д.В. Хохлов

                                                                                                                                  Н.Н. Малышева

 1.21.6; 7.7.1; 13.5