ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 мая 2005 года Дело № А42-9261/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Хохлова Д.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 11.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.02.2005 по делу № А42-9261/04-26 (судья Романова А.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о взыскании с индивидуального предпринимателя Лобзенковой Марины Рудольфовны (далее – Предприниматель) 53 360,79 руб. недоимки по земельному налогу за 2001-2004 годы и 17 415,52 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2005 заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Предпринимателя 16 943,44 руб. недоимки по земельному налогу и 1 018 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с Предпринимателя задолженности по земельному налогу и соответствующей суммы пеней и удовлетворить заявленные налоговым органом требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм статей 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налоговый орган также считает ошибочным, противоречащим статье 48 НК РФ, вывод суда о пропуске налоговой инспекцией срока взыскания пеней. По мнению подателя жалобы, в названной статье установлен срок направления в арбитражный суд заявления о взыскании недоимки по налогу, но не пеней.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску и индивидуальный предприниматель Лобзенкова Марина Рудольфовна о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Лобзенкова Марина Рудольфовна зарегистрирована Управлением Ленинского административного округа города Мурманска в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ей выдано свидетельство от 22.05.2002 № 15709.
Налоговая инспекция 20.04.2004 направила в адрес Предпринимателя требование № 172247 об уплате в срок до 26.04.2004 числящейся за налогоплательщиком по карточкам лицевых счетов по состоянию на 16.04.2004 недоимки по земельному налогу в сумме 47 536,29 руб. и пеней в размере 15 357,32 руб. В июле 2004 года налоговым органом на основании уточненных данных карточек лицевых счетов повторно направлено Предпринимателю требование № 172247 об уплате в срок до 22.07.2004 имеющейся у налогоплательщика по состоянию на 12.07.2004 недоимки по земельному налогу в сумме 53 360,79 руб. и 17 415,52 руб. пеней.
Уточненное требование в установленный срок налогоплательщиком не исполнено, поэтому налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что заявление о взыскании налога и пеней подано налоговой инспекцией за пределами предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока, который является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда законным и обоснованным.
Согласно декларации (л.д. 6) Предприниматель с 01.07.1999 является пользователем земельного участка площадью 825 кв. м., расположенного по адресу: город Мурманск, улица Подгорная, дом 52.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее – Закон № 1738-1) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со статьей 17 Закона № 1738-1 учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Пунктом 2 решения Мурманского городского Совета от 28.05.1997 № 6-69 «О взимании земельного налога на территории города Мурманска» установлено, что землепользователям на территории города вносить земельный налог ежеквартально в следующие сроки: за первый квартал до 25 февраля текущего года, за второй квартал до 25 мая текущего года, за третий квартал до 25 августа текущего года, за четвертый квартал до 25 ноября текущего года.
Вступившим в силу с 01.01.2004 Решением Мурманского городского Совета от 19.06.2003 № 28- внесены изменения в пункт 2 решения Мурманского городского Совета от 28.05.1997 № 6-69 «О взимании земельного налога на территории города Мурманска». Изменены сроки уплаты земельного налога. Землепользователи на территории города обязаны вносить земельный налог ежеквартально в следующие сроки: за первый квартал - до 25 марта текущего года, за второй квартал - до 25 мая текущего года, за третий квартал - до 25 августа текущего года, за четвертый квартал - до 25 ноября текущего года.
Как указано в статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
В статье 70 НК РФ предусмотрены сроки направления налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогу и пеней. Требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Названные положения Налогового кодекса Российской Федерации распространены и на требования, содержащие соответствующую недоимке сумму пеней.
Материалами дела подтверждается, что требования от 20.04.2004 № 172247 и от 12.07.2004 № 172247 выставлены налоговой инспекцией не по результатам проведения выездной или камеральной налоговой проверки, следовательно, они должны быть направлены налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ (с учетом положений пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации») при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу заявление о ее взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Этот срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Причем пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Из пункта 11 статьи 48 НК РФ следует, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пеням учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Суд первой инстанции, всесторонне оценив и исследовав материалы дела, установил, что налоговым органом нарушен срок направления требования об уплате налога, установленный статьей 70 НК РФ, поскольку в требованиях от 20.04.2004 № 172247 и от 12.07.2004 № 172247 указаны недоимки по налогам, срок уплаты которых истек в период с 25.02.2001 по 25.08.2003. Пропуск сроков направления требований за соответствующие периоды исходя из установленных сроков уплаты земельного налога повлек пропуск налоговым органом предусмотренного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока на подачу заявления в суд. Заявление о взыскании с Предпринимателя недоимки по земельному налогу, образовавшейся в период с 25.02.2001 по 25.08.2003. подано налоговым органом в арбитражный суд 17.08.2004, то есть за пределами совокупности сроков, установленных статьи 70 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Кассационной инстанцией отклоняется как не соответствующий положениям статьи 75 НК РФ довод налоговой инспекции о неприменении сроков, установленных пунктом 3 статьи 48 НК РФ, ко взысканию пеней. Как следует из названия главы, в которую включена статья 75 НК РФ, пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. При пропуске сроков взыскания конкретной суммы недоимки по налогу отпадают основания для обеспечения обязанности по ее уплате.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.02.2005 по делу № А42-9261/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Г. Кузнецова
Судьи Д.В. Хохлов
Н.Н. Малышева
1.5.1.5; 7.6.9; 7.5.6.2; 7.5.8