ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 апреля 2006 года | Дело № | А05-17066/2005-22 | ||
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Кузнецовой Н.Г., При участии от закрытого акционерного общества «Поморнефтегазгеофизика» Лавровой Т.И. (доверенность от 10.03.2006), Ивановой Л.В. (доверенность от 10.03.2006), рассмотрев 05.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2005 по делу № А05-17066/05-22 (судья Хромцов В.Н.), у с т а н о в и л: Закрытое акционерное общество «Поморнефтегазгеофизика» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения от 18.08.2005 № 05-07/1724 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением суда от 12.12.2005 требования общества частично удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое решение инспекции в части предложения обществу уплатить 41 413 руб. налога на доходы физических лиц, 8 443 руб., пеней за его несвоевременную уплату, 8 217 руб. 60 коп штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также в части предложения обществу уплатить единый социальный налог (далее – ЕСН), пени за его несвоевременную уплату и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду, связанному с оплатой обществом проезда работников при вахтовом методе организации работ. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 12.12.2005 и отказать обществу в удовлетворении заявления в части эпизода, связанного с оплатой проезда работников при вахтовом методе организации работ. По мнению инспекции, выплаты, производимые работникам общества за проезд от места жительства до пункта сбора и обратно при вахтовом методе, не являются компенсационными в целях обложения ЕСН и НДФЛ и должны включаться в объект для исчисления названных налогов. Инспекция также указывает, что 8443 руб. пеней, начисленных за несвоевременное перечисление удержанного НДФЛ за август 2004, года в резолютивной части решения указаны неправильно, поскольку данная сумма пеней не относится к эпизоду, связанному с вахтовым методом организации работ. Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность решения суда проверена в кассационном порядке. Из материалов дела следует, что инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления обществом ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 и НДФЛ за период с 01.09.2003 по 31.03.2005. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 08.06.2005 № 05-07/1258 дсп и принято решение от 18.08.2005 № 05-07/1724 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании статьи 123 НК РФ в виде взыскания 8 282 руб. 60 коп. штрафа и на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 10 496 руб. 95 коп. за неуплату ЕСН. Данным решением обществу предложено уплатить указанные суммы штрафа, а также 41 413 руб. неправомерно неперечисленного НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, 8 443 руб. 61 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату НДФЛ, 57 954 руб. 32 коп. неуплаченного ЕСН и 6 848 руб. 19 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕСН. Указанное решение общество оспорило в суде. Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции, принимая решение в части доначисления НДФЛ и ЕСН, штрафов и пеней по эпизоду, связанному с оплатой обществом проезда работников при вахтовом методе организации работ обоснованно руководствовался статьями 15, 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации от 19.06.1997 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом. В Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 217 и 238, определяющие доходы и суммы, не подлежащие налогообложению) понятие «компенсационные выплаты» употребляется в значении, вытекающим из системного толкования соответствующих норм налогового и трудового права. Из содержания статьи 164 ТК РФ следует, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом обязанностей. В силу статьи 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей. На основании пункта 4 статьи 8 Закона Российской Федерации от 19.06.1997 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», действовавшего в проверяемый период, предусмотрено, что наряду с лицами, работающими и проживающими на Севере, отдельные гарантии и компенсации предоставляются лицам, не проживающим на Севере, но выполняющим работы на Севере вахтовым методом. В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции, действовавшей в проверяемый период,) до внесения изменений Законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации могут предоставляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей). В силу статьи 15 ТК РФ трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Судом установлено, что в обществе используется вахтовый метод работы. Поскольку работники общества проживают в различных регионах Российской Федерации, общество, применительно к специфике работы, определило несколько пунктов сбора для организованной отправки работников к месту работы в соответствии с графиками. Таким образом, работники, не проживающие непосредственно в пунктах сбора, вынуждены нести затраты на проезд к месту сбора. Вместе с тем судом установлено, что Положение о вахтовом методе организации работ, утвержденное обществом, предусматривает обязанность общества оплачивать работникам проезд от места жительства до пункта сбора при наличии проездных документов. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 трудового договора общество обязалось оплачивать работнику проезда от места жительства до места работы и обратно. Таким образом, суд сделал правомерный вывод о том, что спорные суммы являются компенсационными платежами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей, и не подлежат налогообложению ЕСН И НДФЛ, следовательно, начисление инспекцией ЕСН, налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и штрафов необоснованно. Вместе с тем в резолютивной части решения суд ошибочно указал о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части предложения уплатить 8 443 руб. пеней, начисленных за несвоевременное перечисление удержанного НДФЛ за август 2004 года. Данная сумма пеней не относится к эпизоду, связанному с вахтовым методом организации работ, в этой части доводы обществом не приводились, а в судебном заседании представители общества не оспаривали правомерность начисления данной суммы пеней. При таких обстоятельствах в удовлетворении этой части заявленных требований обществу надлежит отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2005 по делу № А05-17066/2005-22 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 18.08.2005 № 05-07/1724 в части предложения обществу уплатить 8 443 руб. пеней. В этой части закрытому акционерному обществу «Поморнефтегазгеофизика» в удовлетворении заявленных требований - отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Взыскать с закрытого акционерного общества «Поморнефтегазгеофизика» в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций. | ||||
Председательствующий | Л.А. Самсонова | |||
Судьи | Т.В. Клирикова Н.Г. Кузнецова | |||