НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2024 № А26-1023/2023

881/2024-16917(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В., 

при участии от Управления Федерального казначейства по Республике  Карелия Богдановой А.В. (доверенность от 08.04.2022 № 06-18-21/12-8862), от  Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия  Бокши А.М. (доверенность от 18.09.2023 № 15), 

рассмотрев 11.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на  решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023  по делу № А26-1023/2023, 

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия,  адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Кондопожская ул., д. 15/5,  ОГРН 1041000270002, ИНН 1001048511 (далее - Управление), обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании  недействительным уведомления Управления Федерального казначейства по  Республике Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21,  ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918 (далее - Казначейство), от 31.01.2023   № 06-06-21-872. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Зинуров Равиль  Рагипович, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по  управлению долгом. 

Решением суда от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, оспариваемое  уведомление Казначейства признано недействительным. 

В кассационной жалобе Казначейство, указывая на неправильное  применение судами норм материального права и нарушение ими норм  процессуального права, несоответствие их выводов фактическим  обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление,  принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного  требования. 

По мнению подателя кассационной жалобы, обязанность должника по  исполнению судебного акта считается исполненной не с момента направления  заявок на возврат в иной налоговый орган, а с момента их поступления в орган  Федерального казначейства. В Управление Федерального казначейства по  Тульской области заявки на возврат от 30.01.2023 №№ 9967ZV400002507,  9967ZV400002508 поступили только 07.02.2023. Таким образом, у Казначейства  31.01.2023 имелись основания для приостановления операций на счетах 


Управления в силу положений пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (далее - БК РФ). Также Казначейство считает  необоснованным применение судами к рассматриваемым правоотношениям  положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). 

В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая обжалуемые  судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения,  а кассационную жалобу - без удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании  04.03.2024 был объявлен перерыв. Судебное заседание продолжено после  перерыва 11.03.2024. 

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2024 в  порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи  Журавлевой О.Р. на судью Родина Ю.А. В соответствии с положениями части 5  статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала. 

В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал  против ее удовлетворения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке  в пределах доводов кассационной жалобы. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, решением  Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27.06.2022 года по делу   № 2а-538/2022 (с учетом изменения резолютивной части апелляционным  определением Верховного суда Республики Карелия от 01.12.2022) на  Управление возложена обязанность возвратить из бюджета Зинурову Р.Р.  излишне уплаченный налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в  размере 63 436 руб. 

По делу № 2а-538/2022 Зинурову Р.Р. выдан исполнительный лист  ФС № 035309120, который предъявлен в Казначейство 10.01.2023. 

Управлением от Казначейства получено уведомление о поступлении  исполнительного документа от 16.01.2023 года № 06-06-21/11-319. 

Поскольку сведения о реквизитах банковского счета, указанные  Зинуровым Р.Р. при предъявлении исполнительного листа в Казначейство, у  налогового органа отсутствовали, Управление 22.01.2023 направило в банк  (БИК 044030653) запрос о счетах Зинурова Р.Р. Ответ из Банка получен  Управлением 25.01.2023. 

Письмом от 30.01.2023 № 29-07/02999 Управление сообщило Казначейству,  что приняты решения о возврате положительного сальдо по ЕНС на сумму  27 479 руб. (заявка на возврат от 30.01.2023 № 9967ZV400002507) и на сумму  34 495 руб. (заявка на возврат от 30.01.2023 № 9967ZV400002508). Управление  также сообщило, что в 2022 году были приняты решения о зачете переплаты по  НДФЛ в счет уплаты налога на имущество в размере 298 руб. (решение о зачете  от 19.06.2022 № 95603) и в счет уплаты земельного налога в размере 1164 руб.  (решение о зачете от 19.06.2022 № 95601). 

Заявки на возврат от 30.01.2023 №№ 9967ZV400002507, 9967ZV400002508  были сформированы Управлением 30.01.2023 и направлены Межрегиональной  инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом. Из письма  Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом от 25.08.2023 № 0524/00451 следует, что файл с заявками на возврат был загружен и направлен в  орган Федерального казначейства (УФК по Тульской области) 06.02.2023. 

Уведомлением от 31.01.2023 № 06-06-21-872 Казначейство приостановило  операции по расходованию средств Управления в связи с непредставлением в 


течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении  исполнительного документа распоряжения на сумму полного или частичного  исполнения исполнительного документа по соответствующим кодам бюджетной  классификации Российской Федерации. 

Считая данное уведомление Казначейства неправомерным, Управление  обратилось в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении Управлением срока,  установленного пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, поскольку 22.01.2023 в порядке  пункта 7 статьи 79 НК РФ был направлен запрос в банк о счета Зинурова Р.Р.,  ответ на который получен 25.01.2023, а 30.01.2023 были сформированы и  направлены в Межрегиональную инспекцию ФНС по управлению долгом заявки  на возврат. Суд также пришел к выводу о том, что судебный акт по делу   № 2а-538/2022, возлагающий на Управление обязанность возвратить  63 436 руб. излишне уплаченного НДФЛ, частично исполнен Управлением путем  зачета переплаты по НДФЛ в счет уплаты налога на имущество в размере  298 руб. и в счет уплаты земельного налога в размере 1 164 руб. С учетом  сделанных выводов суд указал на отсутствие у Казначейства оснований для  приостановления операций Управления по расходованию средств,  удовлетворил требование налогового органа о признании недействительным  уведомления Казначейства от 31.01.2023 № 06-06-21-872. 

Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ  повторно рассмотрев дело, приняв во внимание положения статьи 40.1 БК РФ,  не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Казначейства,  отмены или изменения решения суда. Апелляционная инстанция указала, что  возврат излишне уплаченного налога осуществляется в порядке, установленном  НК РФ

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной  инстанций норм материального и процессуального права, приходит к  следующим выводам. 

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений,  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения,  действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием  (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное  возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий  для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Исходя из положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемых  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов проверяется на момент их вынесения (совершения). 

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также  законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов  являются обязательными для всех без исключения органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений,  должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному  исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Из положений пункта 1 статьи 242.3 БК РФ следует, что исполнительный  документ, предусматривающий обращение взыскания на средства 


федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда  Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного  учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим  взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1  настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства для исполнения за  счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по  исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного  внебюджетного фонда Российской Федерации) федерального казенного  учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым  пункта 10 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные  полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета и в  ведении которого находится должник. 

Орган Федерального казначейства направляет должнику уведомление о  поступлении исполнительного документа с приложением копии судебного акта и  заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.3 БК РФ). 

Согласно пункту 3 статьи 242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней  со дня получения уведомления представляет в орган Федерального  казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах  бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть  произведены расходы федерального бюджета (бюджета государственного  внебюджетного фонда Российской Федерации) по исполнению исполнительного  документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации  текущего финансового года. 

При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи  242.3 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента  устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на  лицевых счетах должника, с уведомлением должника. 

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами  норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением  судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации», поскольку главой 24.1 БК РФ не определено  иное, в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ, производится исполнение  судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы  государственной власти (государственные органы), осуществляющие  бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов  федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета  плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных  платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей,  уплаченных в федеральный бюджет. 

С учетом специфики такого денежного обязательства при его исполнении  должник - администратор доходов федерального бюджета представляет в орган  Федерального казначейства не платежный документ на перечисление средств,  отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета,  а поручение для осуществления возврата денежных средств из федерального  бюджета в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ

При поступлении исполнительного листа в орган Федерального  казначейства и невыполнении должником в установленный срок обязанности по  представлению поручения для осуществления возврата денежных средств  орган Федерального казначейства в соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 242.3  БК РФ применяет меру ограничительного характера, направленную на  принуждение должника к исполнению, - приостановление осуществления 


операций по расходованию средств на его лицевых счетах до момента  устранения допущенного нарушения. 

Уведомление Казначейства о поступлении исполнительного документа  получено Управлением 16.01.2023. Следовательно, последний день срока,  установленного пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ для представления в орган  Федерального казначейства поручений о возврате денежных средств,  приходился на 30.01.2023. 

При этом, вопреки указанию судов, не имеется оснований для применения  при разрешении настоящего спора положений статьи 79 НК РФ, которой  установлен административный порядок возврата сумм денежных средств,  формирующих положительное сальдо ЕНС по заявлению налогоплательщика,  представленному в налоговый орган. В настоящем случае возврат из бюджета  излишне уплаченного НДФЛ производился не на основании заявления  налогоплательщика, представленного в налоговый орган, а на основании  исполнительного листа, предъявленного в Казначейство, а, следовательно,  подлежат применению нормы, устанавливающие порядок исполнения  соответствующих судебных актов (статья 242.3 БК РФ). 

Таким образом, предусмотренная пунктом 7 статьи 79 НК РФ возможность  направления налоговым органом в банк запроса о представлении справки о  наличии счетов и порядок исчисления в таком случае сроков, установленных  пунктом 3 статьи 79 НК РФ, не имеет правового значения для настоящего дела. 

Статья 40.1 БК РФ, на которую сослался суд апелляционной инстанции,  также не касается вопроса исполнения соответствующих судебных актов. 

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что у  налогового органа отсутствует техническая возможность сформировать  поручение на возврат с указанием реквизитов счета налогоплательщика,  представленных Казначейством, до момента получения сведений из банка. 

Данный довод отклоняется, поскольку не свидетельствуют о возможности  продления срока, установленного пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ. Кроме того,  сведения из банка были получены Управлением 25.01.2023. Следовательно, у  Управления имелась техническая возможность сформировать и представить  поручения органу Федерального казначейства в установленный срок. 

Вопреки доводам Управления, положения пункта 3.1 статьи 242.3 БК РФ  касаются действий Казначейства и предусматривают возможность направления  уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателю или в суд,  а не в банк. 

При таком положении следует признать, что срок, установленный пунктом 3  статьи 242.3 БК РФ для представления в орган Федерального казначейства  поручений, на 31.01.2023 истек. 

Направление Управлением поручений в Межрегиональную инспекцию  Федеральной налоговой службы по управлению долгом не является  представлением поручений в орган Федерального казначейства. В орган  Федерального казначейства поручения были направлены 06.02.2023. 

Следовательно, при направлении оспариваемого уведомления от  31.01.2023 № 06-06-21-872 Казначейство правомерно исходило из  непредставления поручений в орган Федерального казначейства в  установленный срок и действовало с соблюдением положений пункта 3 статьи  242.3 БК РФ

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленного  требования и признания уведомления от 31.01.2023 № 06-06-21-872  недействительным не имеется. 

Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, 


но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в  соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не  направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему  решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе  Управлению в удовлетворении заявленного требования. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023  по делу № А26-1023/2023 отменить. 

В удовлетворении заявленного требования Управлению Федеральной  налоговой службы по Республике Карелия отказать. 

Председательствующий С.В. Лущаев

Судьи Ю.А. Родин

С.В. Соколова