НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 12.01.2006 № А26-3536/2005-19

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 января 2006 года                                                                   Дело № А26-3536/2005-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и       Старченковой В.В., 

при участии от Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Блиновой Н.А. (доверенность от 10.10.2005),

рассмотрев 10.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.09.2005 по                             делу № А26-3536/2005-19 (судья Карпова В.Н.),

у с т а н о в и л:

Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению здравоохранения «Республиканский кожно-венерологический диспансер» Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия (далее – Учреждение) о взыскании 262 483 руб. ущерба, причиненного в результате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.

Решением от 26.09.2005, которое в апелляционном порядке не обжаловалось,     в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом статей 4, 15, 26, 27 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон            № 1499-1), статей 8 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 11 и 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ).

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Учреждение, надлежащим образом уведомленное о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная проверка целевого и рационального использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее – средства ОМС) за период с 01.10.2001 по 01.01.2003.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 299 866 руб., что зафиксировано в акте от 03.03.2003, на основании которого Фондом вынесено предписание от 13.03.2003 № 11 об устранении выявленных нарушений, в частности, о восстановлении до 14.04.2003 средств ОМС в указанной сумме.

Неисполнение указанного предписания в полном объеме послужило основанием для обращения Фонда с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000            № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В силу статьи 4 Закона № 1499-1 отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь (работодатель), страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, Закон № 1499-1 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.

Фонд участником такого договора не является.

Согласно разделу 7 Инструкции о порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 № 100, в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее – Указ № 1095).

В силу пункта 4 Указа № 1095 средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

С требованием об обязании Учреждения исполнить предписание от 13.03.2003 № 11 об устранении выявленных нарушений Фонд в арбитражный суд не обращался.

Ни Указом № 1095, ни Законом № 1499-1  территориальным фондам ОМС не предоставлено право предъявлять в защиту публичных интересов иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Ссылка Фонда в обоснование своего права на обращение с таким иском на пункт 8 части  1 статьи 11 Закон № 165-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку в силу названной нормы страховщик имеет право обращаться в суд с исками только о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

 С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Фонд выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, суд правомерно иск, предъявленный к Учреждению, отклонил.

Ввиду того, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2005 по делу           № А26-3536/2005-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        С.В.Афанасьев

Судьи                                                                                                              И.И.Кириллова

                                                                                                           В.В.Старченкова