АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 сентября 2017 года | Дело № | А42-8269/2016 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Омнибус» Матюшкова К.В. (доверенность от 07.11.2016 № 14), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Бумеровой А.С. (доверенность от 07.12.2016 № 14-11/054169), рассмотрев 11.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2017 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 (судьи Третьякова Н.О., Борисова Г.В., Згурская М.Л.) по делу № А42-8269/2016, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Омнибус», место нахождения: 183038, г. Мурманск, пер. Терский, д. 8, ОГРН 1055100154592 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, место нахождения: 183038, Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017, требование Общества удовлетворено. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении его требований. Податель жалобы указывает, что судами не учтено, что Обществом не выполнены условия, при соблюдении которых оно вправе было применять льготную налоговую ставку при исчислении транспортного налога. По мнению Инспекции, Общество для получения льготы должно было использовать транспортные средства самостоятельно и осуществлять перевозку пассажиров по соответствующим маршрутам на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенным с исполнительным органом государственной власти, а не сдавать их в аренду. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по транспортному налогу за 2015 год, по результатам которой составлен акт от 17.05.2016 № 39517 и, с учетом возражений Общества, принято решение от 11.08.2016 № 33270, которым Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб., также Обществу доначислен транспортный налог в сумме 573 195 руб. и пени в сумме 36 977 руб. 49 коп. Основанием для принятия решения от 11.08.2016 № 33270 послужил вывод Инспекции о занижении Обществом суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, ввиду неправомерно заявленной льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 6 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО (с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 368-01-ЗМО). Инспекция пришла к выводу о том, что, поскольку Общество непосредственно в установленном порядке не заключало договоры о транспортном обслуживании населения и не осуществляло самостоятельно регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области, то у него отсутствовало право на применение льготной ставки 13 руб. Из материалов проверки следует, что зарегистрированные за Обществом транспортные средства (автобусы) были переданы им в аренду ОАО «Мурманскавтотранс» и МУАП «Снежногорское АТП». Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 21.10.2016 № 352, решение Инспекции от 11.08.2016 № 33270 оставлено без изменения. Полагая решение Инспекции от 11.08.2016 № 33270 недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что Общество правомерно применяло льготу при исчислении транспортного налога, предусмотренную пунктом 3 статьи 6 Закона № 368-01-ЗМО. Апелляционная инстанция вывод суда первой инстанции поддержала. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат. Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей. В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, автобусы. Поскольку транспортные средства в данном случае зарегистрированы за Обществом, оно является плательщиком транспортного налога. В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Как установлено судами, на территории Мурманской области транспортный налог введен в действие Законом Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО, пунктом 3 статьи 6 которого (в редакции Закона Мурманской области от 05.05.2011 № 1344-01-ЗСМО) установлена льготная налоговая ставка для транспортных организаций и организаций, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области, и (или) муниципальными правовыми актами, на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенных с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, и (или) органом местного самоуправления, с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, на автобусы с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) в размере 13 руб. в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, из толкования указанной нормы, в том числе, в сравнении с ее предыдущей редакцией, следует, что данная льгота распространяется не только на транспортные организации, непосредственно осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, но и на те организации, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки. При этом договоры о транспортном обслуживании с исполнительным органом государственной власти заключаются непосредственно перевозчиками, имеющими соответствующие штат и лицензию, а не организаций, транспортные средства которых осуществляют перевозки. В подтверждение использования транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными правовыми актами, Общество представило в Инспекцию паспорта транспортных средств, лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, договоры аренды транспортных средств с ОАО «Мурманскавтотранс» и МУАП «Снежногорское АТП», путевые листы. Оценив представленные Обществом документы, суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание положения пункта 3 статьи 6 Закона № 368-01-ЗМО, а также то обстоятельство, что период с 2011 по 2015 Общество уплачивало транспортный налог по льготной ставке, установленной пунктом 3 статьи 6 Закона № 368-01-ЗМО (в редакции Закона от 05.05.2011 При этом, суды при рассмотрении дела обоснованно отметили, что в случае наличия сомнений и неясностей в прочтении указанной нормы, Инспекция должна была применить положения пункта 7 статьи 3 НК РФ. Оснований не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется. При таких обстоятельствах, суды правомерно признали оспариваемое решение Инспекции от 11.08.2016 № 33270 не соответствующим действующему налоговому законодательству и нарушающим права и законные Общества, в связи с чем обоснованно удовлетворили требование Общества. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу № А42-8269/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.С. Васильева | |||
Судьи | Е.Н. Александрова С.В. Соколова | |||