НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 11.01.2024 № А56-131971/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 января 2024 года

Дело №

А56-131971/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,

при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителей ФИО2 (доверенность от 12.02.2023) и ФИО3 (доверенность от 12.02.2023), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу ФИО4 (доверенность от 22.02.2023 № 16-18/05677),

рассмотрев 11.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу № А56-131971/2022,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу, адрес: 193315, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., д. 78, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), от 08.11.2022 № 732859, 732827, 732846 об отказе в предоставлении освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обязании налогового органа произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2021 год, исключив из него налог в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 78:12:0006302:9671, 78:12:0006302:9672, 78:12:0006302:9673.

Решением суда первой инстанции от 15.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.06.2023 и постановление от 04.09.2023 и принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Также предприниматель заявляет, что включение в соответствующий перечень принадлежащих ему помещений неправомерно, поскольку их площадь составляет менее 1000 квадратных метров, а потому в силу Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 684-96) помещения не подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества. По мнению заявителя, апелляционный суд пришел к ошибочному выводу о том, что положения абзаца 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона № 684-96 не распространяются на нежилые помещения.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.02.2021 и применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) с 23.08.2021 ФИО1 является собственником трех нежилых помещений – 5-Н, 10-Н, 35-Н с отдельными (разными) кадастровыми номерами 78:12:0006302:9671, 78:12:0006302:9672, 78:12:0006302:9673, присвоенными 18.05.2021 вследствие раздела нежилого помещения 5-Н, 10-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, площадью 2321,4 кв. м, которое находится в здании по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 33, корп. 1, лит. А.

Нежилое помещение 5-Н, 10-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, площадью 2321,4 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 33, корп. 1, лит. А, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.10.2020 № 128-п.

Предприниматель 15.10.2022 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» обратился в налоговый орган с заявлениями о предоставлении освобождения от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, ввиду использования принадлежащих ему нежилых помещений в предпринимательской деятельности.

Сообщениями от 08.11.2022 № 732859, 732827, 732846 Инспекция отказала в предоставлении налоговой льготы на период с 23.08.2021 по 31.12.2021 ввиду того, что объекты имущества включены в соответствующий перечень, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.10.2020 № 128-п.

Также Инспекция направила в адрес ФИО1 налоговое уведомление от 01.09.2022 № 49713536 об уплате налогов не позднее 01.12.2022. В этом уведомлении, в частности, указано 1 095 915 руб. налога на имущество физических лиц, исчисленного в отношении спорных объектов по налоговой ставке, установленной статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 643-109) в размере 1,5 процента.

В письме от 16.12.2022 № 09-12/43076@ в ответ на обращение от 02.12.2022 № 05682-ЗГ Инспекция повторно отметила отсутствие правовых оснований для предоставления предпринимателю льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, за 2021 год.

Не согласившись с решениями Инспекции от 08.11.2022 № 732859, 732827, 732846, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительного органа федеральной территории «Сириус» (пункт 1 статьи 399).

Применительно к налогу на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус») в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 4 статьи 12 и пункт 2 статьи 399 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, исходя из положений статей 399 и 400 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

Здание, строение, сооружение, помещение в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ относятся к объектам налогообложения.

Как установлено пунктом 1 статьи 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных поименованной статьей. При этом налоговым периодом признается календарный год (статья 405 этого Кодекса).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ (т.е. вновь образованных объектов недвижимого имущества, не включенных в перечень на очередной налоговый период и образованных в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, при условии соответствия указанных вновь образованных объектов критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ), налоговая ставка по налогу устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов.

Статьей 3 Закона № 643-109 ставки налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге установлены в зависимости от вида объектов налогообложения. Согласно пункту 6 этой статьи налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2021 году 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, не распространяется на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса.

Как установлено судами, предпринимателю с 23.08.2021 на праве собственности принадлежат три объекта недвижимого имущества: нежилое помещение 5-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:9671, площадью 644.9 кв. м; нежилое помещение 10-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:9672, площадью 893,1 кв. м; нежилое помещение 35-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:9673, площадью 783,4 кв. м, которые поставлены на кадастровый учет 18.05.2021 как образованные в результате раздела помещения 5-Н, 10-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, площадью 2321,4 кв. м.

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29.12.2020 издан приказ № 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).

В пункт 2202 Перечня включен объект недвижимого имущества (помещение 5-Н, 10-Н) с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, расположенный по адресу: по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 33, корп. 1, лит. А.

Суды признали наличие у предпринимателя обязанности уплачивать налог на имущество физических лиц за 2021 год в отношении спорных объектов вне зависимости от применения в данном периоде УСН. Принимая такое решение, суды исходили из того, что вновь образованные нежилые помещения сдаются предпринимателем в аренду для использования в качестве торговых объектов. Таким образом, по мнению судов, с учетом положений абзаца второго пункта 10 статьи 378.2 НК РФ спорные объекты недвижимости подлежат налогообложению в том же порядке, что и объект недвижимости с кадастровым номером 78:12:0006302:5572.

Приведенные в кассационной жалобе доводы предпринимателя не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, повлиявшего на исход спора.

В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно правовой позиции, приведенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 № 39-АПА19-11, из системного толкования норм статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).

Субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать своими законами при установлении налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372 НК РФ).

На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом № 684-96.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1.1 Закона № 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 настоящей статьи, в частности, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона № 684-96 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2023 № 696-142) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2024 годах определяется в отношении нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.

Таким образом, законодательством Санкт-Петербурга установлены дополнительные критерии, при соблюдении которых налоговая база по объектам недвижимости определяется исходя из кадастровой стоимости.

Регулирование вопросов, касающихся особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, обусловлено применением разных стоимостных характеристик объекта налогообложения (среднегодовой и кадастровой стоимости имущества), влияющих на итоговый размер налогового обязательства (статьи 375 и 378.2 НК РФ).

Судами установлено и сторонами не опровергнуто, что объект недвижимости с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, являясь до 18.05.2021 единым объектом, площадью 2321,4 кв. м, соответствовал критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и абзацем 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона № 684-96, был включен в Перечень.

По общему правилу индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, но такое освобождение не распространяется на объекты, включенные в перечень имущества, который определен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса.

Абзац второй пункта 10 статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Таким образом, в отношении вновь образованных объектов не предоставляются налоговые льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, в случае соответствия таких объектов критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.

Согласно выпискам из ЕГРН на имеющиеся у предпринимателя в собственности объекты недвижимого имущества было зарегистрировано ограничение (обременение) права - аренда в пользу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Ситилинк» на основании договора аренды от 01.09.2015 с учетом дополнительных соглашений.

При рассмотрении дела судами установлено и не оспорено предпринимателем, что согласно дополнительному соглашению от 01.10.2021 к договору аренды спорные нежилые помещения сдаются ФИО1 в аренду ООО «Ситилинк», которое использует их для ведения основного вида деятельности «торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах».

Следовательно, принадлежащие налогоплательщику помещения как в виде единого объекта, так и после разделения на отделенные объекты недвижимости были предназначены и фактически использовались для торговой деятельности. Иного из материалов дела не усматривается.

Учитывая, что объект недвижимости с кадастровым номером 78:12:0006302:5572 был включен в перечень объектов недвижимости на 2021 год, вновь образованные объекты (нежилые помещения с кадастровыми номерами 78:12:0006302:9671, 78:12:0006302:9672, 78:12:0006302:9673) соответствуют критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 378.2 НК РФ, суды обоснованно заключили, что освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, предусмотренное пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, на предпринимателя не распространяется.

Ссылки подателя жалобы на положения абзаца 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона № 684-96 не могут быть расценены в качестве обстоятельства, освобождающего предпринимателя от уплаты налога на доходы физических лиц.

Утвержденные приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, содержат объекты, принадлежащие как организациям, так и физическим лицам.

На момент принятия Перечня на 2021 год принадлежащие заявителю помещения в виде единого объекта отвечали установленным региональным законодательством условиям, позволяющим отнести их к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.

Раздел объекта недвижимости с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, в результате чего образовались спорные нежилые помещения, зарегистрирован 18.05.2021, то есть после формирования Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга перечня на 2021 год.

По смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 НК РФ изменение в течение налогового периода включенного в перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в перечень, может влиять на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для освобождения от уплаты налога.

На основании изложенного следует признать, что суды в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по настоящему делу, всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, и правомерно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении им норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

При подаче кассационной жалобы ФИО1 неправильно исчислил и уплатил по чеку-ордеру от 16.10.2023 государственную пошлину в сумме 300 руб. вместо 150 руб., в связи с чем излишне уплаченная подателем жалобы государственная пошлина в сумме 150 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу № А56-131971/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 16.10.2023.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

Е.С. Васильева

С.В. Соколова