НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 10.10.2017 № А56-38821/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 октября 2017 года

Дело №

А56-38821/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,

при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителей ФИО2 (доверенность от 28.04.2017) и ФИО3 (доверенность от 28.04.2017), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области ФИО4 (доверенность от 12.01.2017 № 04-24/00541), ФИО5 (доверенность от 10.01.2017 № 04-24/00337),

рассмотрев 09.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу № А56-38821/2014,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, место нахождения: 188640, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), от 13.01.2014 № 14-26/2.

Решением суда первой инстанции от 28.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2017, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неверную оценку судами фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.03.2017 и постановление от 23.06.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления. По мнению подателя жалобы, суды проигнорировали отсутствие в материалах дела сведений с официального сайта органа кадастрового учета о публикации кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога за 2011 и 2012 годы, а также не учли вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам № А56-8635/2014 и А56-8627/2014, которыми уменьшена кадастровая стоимость спорных земельных участков. Кроме того, налогоплательщик считает, что при рассмотрении дела суды оставили без внимания, что следственными органами не было установлено факта наличия в действиях предпринимателя состава преступления, соответственно, у Инспекции отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу предпринимателя – без удовлетворения.

В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 составила акт от 22.11.2013 № 14-09/58 и приняла решение от 13.01.2014 № 14-26/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислено 951 276 руб. земельного налога и 22 163 руб. единого налога на вмененный доход, а также начислено 272 164 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату земельного налога в виде взыскания 5000 руб. штрафа.

Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 26.05.2014 № 16-21-03/06371@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу предпринимателя на решение налогового органа.

Предприниматель оспорил решение Инспекции в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.

Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы предпринимателя и возражений относительно жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Основанием для принятия оспариваемого решения в части доначисления 951 276 руб. земельного налога, начисления пеней и штрафа явился вывод Инспекции о занижении предпринимателем налогооблагаемой базы в связи с неправильным применением кадастровой стоимости земельных участков.

Судами установлено, что предпринимателю на праве собственности принадлежали земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, расположенный по адресу: Всеволожский р-н, г.п. им. Свердлова, п. Красная Заря, уч. 16, разрешенное пользование - строительство и эксплуатация автосервисного комплекса и с кадастровым номером 47:07:602014:0025, расположенный по адресу: Всеволожский район, г.п. им. Свердлова, 1-й мкр. пр. Западный, уч. б/н, разрешенное пользование - строительство и эксплуатация магазина.

В представленных в Инспекцию налоговых декларациях по земельному налогу за 2010 и 2011 годы предпринимателем исчислен земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:07:0601021:0015 и 47:07:602014:0025 исходя из кадастровой стоимости в сумме 1 285 5687 руб. и 196 890 руб. соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков определена предпринимателем на основании копий кадастровых планов земельных участков (выписок из государственного земельного кадастра), выданных филиалом по Всеволожскому району федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» Ленинградской области от 18.02.2008 № 35/08-1-2702 и 35/08-1-2703, в которых указана кадастровой стоимости участков по состоянию на 19.12.2005 согласно сведениям сайта Росреестра.

Вместе с тем в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией получены сведения из Росреестра по Ленинградской области, согласно которым кадастровая стоимость по спорным земельным участкам составляет 31 317 568 руб. и 1 874 088 руб.. При этом налоговый орган указал, что изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло на основании постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» (далее – Постановление № 356).

Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления земельного налога, начисления пеней и штрафа, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).

Из статьи 390 НК РФ следует, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ), а для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – ЗК РФ), правила проведения которой определены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Постановление № 316), а также Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания).

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением № 316 (с последующими изменениями), предусмотрено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации данного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( в редакции, действовавшей в спорном периоде; далее - Закон № 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

На официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии размещена актуальная информация о кадастровой стоимости земельных участков.

Пунктом 1 Постановления № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложению. Постановление вступило в силу с 01.01.2008. Приложение к названному Постановлению содержит таблицу с указанием средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, перечень и видов разрешенного использования, таблицу средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков с разбивкой по кадастровым кварталам.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 № 63 внесены изменения в Постановление № 356, действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 01.01.2009.

Указанные нормативные правовые акты опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области и являются действующими.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов» и имеющий разрешенное использования - для строительства и эксплуатации автосервисного комплекса, в спорном периоде имел кадастровую стоимость 31 317 568 (исходя из площади земельного участка 6400 кв. м и удельного показателя кадастровой стоимости 4 893,37 руб./кв. м).

Указанный удельный показатель утвержден Постановлением № 356 (с изменениями согласно постановлению правительства Ленинградской области от 19.03.2009 № 63) для 5 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в составе земель населенных пунктов для квартала 47:07:06-01-005 в п. Красная Заря Всеволожского района Ленинградской области.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, в том числе о его кадастровой стоимости в размере 31 317 568 руб., переданы филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области (далее – Филиал) для внесения в государственный кадастр недвижимости 23.12.2010.

В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2012 земельный участок с кадастровым номером 47:07:0602014:0025, отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов» и имеющий разрешенное использования - для строительства и эксплуатации магазина, имел кадастровую стоимость 1 874 088 руб. (исходя из площади земельного участка 600 кв. м, и удельного показателя кадастровой стоимости 3 123,48 руб./кв. м).

Указанный удельный показатель утвержден Постановлением № 356 (с изменениями согласно постановлению правительства Ленинградской области от 19.03.2009 № 63) для 5 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в составе земель населенных пунктов для квартала 47:07:0602014 в г.п. имени Свердлова Всеволожского района Ленинградской области.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:07:0602014:0025, в том числе о его кадастровой стоимости в размере 1 874 088 руб., переданы в Филиал для внесения в государственный кадастр недвижимости 23.12.2010.

Таким образом, как правильно указали суды, в соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями и на основании Постановления № 356 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601021:15 и земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602014:25 установлена по состоянию на дату государственной кадастровой оценки данных земель на 01.01.2007 и не менялась до 01.12.2014.

Правовое регулирование порядка получения налогоплательщиком сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения предусматривало два способа их получения: путем обращения в орган кадастрового учета с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета в порядке, установленном статьей 14 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), либо воспользовавшись сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, которые размещаются на официальном интернет-сайте Росреестра.

Доводы предпринимателя об обоснованном применении им при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков на основании выписок из государственного земельного кадастра от 18.02.2008 № 35/08-1-2702 и 35/08-1-2703, в которых указана кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 19.12.2005, кассационная инстанция считает несостоятельны. Как верно отметили суды, земельный налог подлежит исчислению и уплате исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, установленной опубликованным нормативным правовым актом.

Не принимается судом кассационной инстанции и довод подателя жалобы о невозможности получения иных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, поскольку доказательств истребования в предусмотренном порядке сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 у уполномоченного государственного органа заявитель в материалы дела не представил.

Учитывая правовое регулирование порядка получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков (по письменному заявлению налогоплательщика или из официального сайта органа кадастрового учета в сети Интернет), сроков переоценки (определения) кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, а также конкретные обстоятельства настоящего спора (наличие для расчета земельного налога за 2010 и 2011 год полученных предпринимателем еще в 2008 году выписок кадастровой стоимости спорных земельных участков, рассчитанных по состоянию на 19.12.2005), предприниматель должен был принять меры по проверке достоверности имеющихся у него сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Отклоняя ссылку предпринимателя на наличие решений Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам № А56-8635/2014 и А56-8627/2014, которыми установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, суды отметили, что данная кадастровая стоимость не может являться основанием для исчисления земельного налога за спорный налоговый период, предшествующий вступлению в законную силу судебных актов и внесению кадастровой стоимости в государственный реестр.

Довод подателя жалобы о том, что судами при рассмотрении дела не учтено, что следственными органами не было установлено факта наличия в действиях предпринимателя состава преступления, не принимается судом кассационной инстанции.

В силу части 4 статьи 69 АПК РФ одним из оснований, освобождающих от доказывания, является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.

В данном случае постановление об отказе в возбуждении уголовного дела таким актом не является, а потому его выводы не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

В статье 286 АПК РФ установлено правило, отражающее специфику полномочий кассационной инстанции и заключающееся в проверке законности судебных актов с точки зрения материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами норм права в конкретном деле применительно к фактическим обстоятельствам спора, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях.

Доводы подателя жалобы являлись предметом рассмотрения судов, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.

Все приведенные предпринимателем в кассационной жалобе доводы рассмотрены судами полно и всесторонне, им дана полная и объективная оценка на основании имеющейся в материалах дела совокупности доказательств.

С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поэтому жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 по делу № А56-38821/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

О.Р. Журавлева

Л.И. Корабухина