АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 августа 2017 года
Дело №
А26-3422/2015
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 03.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 (судья Старовойтова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по делу № А26-3422/2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.),
у с т а н о в и л:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Приоритет» место нахождения:105037, г. Москва, Заводской проезд, д.15, помещение 1, комната 2 ОГРН 1137746551678, ИНН 7719849163 (далее – ООО «Приоритет», Общество) о взыскании 176 614 руб. задолженности по арендной плате по сроку на 15.12.2011, в том числе 126 153 руб. – в части минимального размера арендной платы, 50 461 руб. – в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Решением от 10.05.2016 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 30.09.2016 суд апелляционной инстанции оставил решение от 10.05.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение по делу.
В отзыве на кассационную жалобу и письменных пояснениях своей правовой позиции Общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указывает на истечение срока исковой давности при обращении Министерства за защитой своего нарушенного права.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2017 приостановлено производство по вышеуказанной кассационной жалобе Министерства до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу № А26-6186/2015.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2017 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 и постановления Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по делу № А26-3422/2015 и о возможности ее рассмотрения в то же судебном заседании.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2017 № 307-ЭС16-20174 по делу № А26-6186/2015 отказано в передаче кассационной жалобы Министерства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.2017 Арбитражный суд Северо-Западного округа возобновил производство по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по делу № А26-3422/2015.
Министерство и Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как установлено судами, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 08.11.2006 № 139 и договора на аренду участков лесного фонда от 20.11.2006 с ЗАО «Приоритет» заключен договор аренды лесного участка от 07.12.2007, зарегистрированный 16.01.2008 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 10-10-01/066/2007-316. Арендодателем по данному договору являлся Государственный комитет Республики Карелия по лесу.
На основании Указа Главы Республики Карелия от 15.10.2007 № 135 Государственный комитет Республики Карелия по лесу преобразован в Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Пунктом 5 данного Указа установлено, что Министерства и Государственные комитеты Республики Карелия, которым переданы или на которые возложены функции преобразуемых органов исполнительной власти Республики Карелия, являются их правопреемниками.
Постановлением правительства Республики Карелия от 04.09.2010 № 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Пунктом 5 данного постановления установлено, что возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия.
ЗАО «Приоритет» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией, в результате которой создано общество с ограниченной ответственностью «Приоритет», являющееся правопреемником ЗАО «Приоритет».
Согласно дополнительному соглашению от 18.10.2013 вышеуказанному договору присвоен номер 128-з. Предметом договора является передача в аренду участка лесного фонда, расположенного в Деревянском лесничестве для использования в целях заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
По условиям договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением № 4 к договору «сроки внесения арендной платы в 2011 году» годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, установлен в сумме 891 641 руб., в бюджет Республики Карелия - 356 656 руб.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в порядке статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
Определенная пунктом 1.2 договора расчетная норма заготовки древесины составляет 22,6 тыс. куб. м.На основании пункта 3.4.10 договора арендатор обязался с 2010 года полностью осваивать оговоренный в проекте освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 договора в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
Как следует из пункта 5.2 договора, после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно пункту 5.3 договора все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации. Срок действия договора определен с 05.12.2006 по 06.12.2031.
Как установлено судами на основании материалов дела, арендатору ежегодно предлагалось подписание приложения № 4 «Сроки внесения арендной платы» на следующий год, устанавливающего размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении № 4, подписанном при заключении договора. В частности, из приложения № 4 на 2011 год, предложенного к подписанию, следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объема лесопользования, определенного в соответствии с проектом освоения лесного участка (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента). Тем же приложением установлен порядок уточнения суммы арендной платы на конец года: на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310); в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем, меньший установленного договором ежегодного объема использования лесов, арендная плата на не заявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2015 год. Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением. Размер годовой арендной платы определен с учетом объема расчетной лесосеки на 2011 год, установленной проектом освоения лесов, включая создание лесной инфраструктуры.
Общество отказалось от подписания приложения №4 на 2011 год, поскольку посчитало данное приложение фактическим изменением порядка начисления арендной платы, установленного пунктами 2.1, 2.3 договора.
Как установили суды, невозможность определения точного размера годовой арендной платы на начало текущего года обусловлена сложившимся в Республике Карелия порядком подачи лесных деклараций, допускающим возможность заявления об объеме изымаемой древесины в течение всего текущего года, вплоть до 20 декабря. Отсутствие информации о годовом объеме и составе заявленной в рубку древесины не позволяет Министерству определить точный размер арендной платы на начало года. Согласно объяснениям арендатора в течение 2011 года общество исчисляло и вносило арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину. Это обстоятельство подтверждено лесными декларациями, ведомостями материально-денежной оценки, платежными поручениями.
Судами в ходе рассмотрения дела установлено, что за фактически изъятый объем арендная плата исчислена по минимальным ставкам платы в соответствии с Постановлением № 310, и за изъятый объем по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент) и оплачена в полном объеме. По уточненному на конец 2011 года расчету арендной платы Министерство начислило обществу арендную плату за неизъятый объем, в том числе по инфраструктуре.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, рассмотрев данный спор с применением относящихся к предмету требований положений гражданского и лесного законодательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1-3).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено положение, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением № 310, поэтому минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации указанной в Постановлении № 310 ставки арендной платы.
Как разъяснено пункте 18 (абзац 3) Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», . согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что настоящий договор аренды заключен в результате переоформления договора аренды от 20.11.2006, заключенного по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 08.11.2006 № 139), которым утвержден повышающий коэффициент в размере 1,4, что соответствовало действующему в период заключения договора законодательству.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ). Данный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Принимая во внимание положения статей 309, 421, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 13, статей 25, 73 ЛК РФ, разъяснения, содержащиеся в Постановлении № 310, суды обоснованно указали, что рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам арендная плата взысканию не подлежит.
Суд первой инстанции указал, что из буквального толкования пункта 3.3.2 договора аренды следует, что создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор, в целях создания лесной инфраструктуры, вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном проектом освоения лесов. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Согласно объяснениям арендатора в 2011 году Общество правом на создание лесной инфраструктуры в полном объеме оно не воспользовалось.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно указали, что общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом, а поскольку ни законом, ни договором не установлено иное, пришли к выводу о необоснованности включения в расчет арендной платы платежей за не изъятую древесину, заготовка которой являлась правом арендатора, которым он в полном объеме не воспользовался. Суд первой инстанции также учел, что за весь период действия договора изменение его условий в части изменения порядка расчета арендной платы за недоосвоенную расчетную лесосеку арендатором согласовано не было. Договор содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 МРОТ. Незначительность суммы неустойки не может являться обоснованием для начисления арендной платы за не изъятую древесину с нарушением части 2 статьи 73 ЛК РФ и Постановления № 310.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 – 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по делу № А26-3422/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А. Самсонова
Судьи
А.Г. Кудин
И.Г. Савицкая