НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 09.07.2015 № А21-1107/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июля 2015 года

Дело №

А21-1107/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Корабухиной Л.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ВЛАНТРАНС» Фильковского С.Е. (доверенность от 01.07.2015 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области Литовченко М.С. (доверенность от 22.06.2015 № 01-160/2), Аникеевой Т.Ф. (доверенность от 30.06.2015 № 01-160/13),

рассмотрев 06.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2014 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу № А21-1107/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с огранчиенной ответственностью «ВЛАНТРАНС», место нахождения: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, Железнодорожный пер., д. 3, ОГРН 1033910500018, ИНН 3913006255 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области, место нахождения: 238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Крайняя ул., д. 1, ОГРН 1043917999993, ИНН 3917007852 (далее – Инспекция), от 12.09.2013 № 26 в части доначисления 759 195 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС), начисления 349 861 руб. штрафа по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и пеней в соответствующей сумме, а также в части предложения удержать и перечислить не удержанный за 2009-2011 годы НДФЛ в общей сумме 1 749 305 руб.

Решением от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2015, заявление удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 30.12.2014 и постановление от 25.03.2015 отменить в части признания недействительным решения от 12.09.2013 № 26 в части начисления 349 861 руб. штрафа по НДФЛ и пеней в соответствующей сумме, а также в части предложения удержать и перечислить в бюджет не удержанный за 2009-2011 годы НДФЛ в общей сумме 1 749 305 руб.

В отзыве Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) Обществом налогов и сборов, по результатам которой составила акт от 22.07.2013 № 38 и вынесла решение от 12.09.2013 № 26.

Указанным решением налогоплательщику доначислено 759 195 руб. НДС, начислено по НДФЛ 351 482 руб. штрафа и 455 027 руб. пеней, а также предложено удержать и перечислить в бюджет 1 757 414 руб. неудержанного НДФЛ.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 11.12.2013 № СИ-06-13/17421 решение Инспекции оставлено без изменения.

Общество частично оспорило решение от 12.09.2013 № 26 в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

В ходе проверки Инспекция установила, что в проверяемый период Общество заключало с гражданами Республики Беларусь на неопределенный срок трудовые договоры для осуществления ими в качестве водителей международных перевозок, в связи с чем являлось налоговым агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщиков (физических лиц, в пользу которых производились выплаты доходов) и перечислению в бюджет НДФЛ.

Инспекция, установив, что из-за разъездного характера работы (нахождения в рейсах) количество дней пребывания вне территории Российской Федерации данных работников превысило 183 дня в течение календарного года, признала их налоговыми нерезидентами Российской Федерации и пришла к выводу о неправомерном применении Обществом 13-процентой налоговой ставки по НДФЛ вместо 30-процентной по доходам, выплаченным налогоплательщикам – гражданам Республики Беларусь, не являющимся резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, уде6рживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 207 НК РФ, плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В зависимости от статуса физического лица Налоговым кодексом Российской Федерации установлены разные ставки НДФЛ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ доходы, полученные налоговыми резидентами Российской Федерации в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются по ставке 13 процентов.

В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций), применяется налоговая ставка в размере 30 процентов (пункт 3 статьи 224 НК РФ).

В пункте 2 статьи 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно правилу статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.05.2007 № 81-ФЗ, вступившим в силу с 02.06.2007, ратифицирован протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение), подписанный в Санкт-Петербурге 24.01.2006 (далее - Протокол).

Пунктом 1 статьи 1 Протокола предусмотрено, что с учетом положений статьи 14 Соглашения вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Протокола налоговый режим, установленный в пункте 1 названной статьи, применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Таким образом, суды правильно указали, что размер налоговой ставки по НДФЛ зависит от того, признается ли гражданин Республики Беларусь налоговым резидентом Российской Федерации или нет. Причем для граждан Республики Беларусь Протоколом установлен особый порядок определения их налогового статуса. Гражданин Республики Беларусь признается налоговым резидентом Российской Федерации, если он заключает трудовой договор на 183 дня и более, то есть если между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий его нахождение на территории РФ не менее 183 дней, доходы такого сотрудника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Протокола в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве работы по найму в другом Договаривающемся Государстве до истечения 183 дней нахождения в другом Договаривающемся Государстве, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 данной статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом Государстве.

Кроме того, в пункте 5 статьи 1 Протокола отражено, что обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно, а пени и штрафы в таких случаях не применяются.

Таким образом, если сотрудники Общества, являющиеся гражданами Республики Беларусь, утратили статус налогового резидента Российской Федерации, то Общество не обязано удерживать у них дополнительные суммы НДФЛ.

При таких обстоятельствах предложение Обществу удержать и перечислить в бюджет 1 749 305 руб. НДФЛ противоречит международному договору.

Привлечение Общества к налоговой ответственности и доначисление ему пеней является неправомерным, так как нарушает положения пункта 5 статьи 1 Протокола (международного договора).

С учетом изложенного суды двух инстанций обоснованно признали недействительным решение Инспекции в названной части.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, а поэтому оснований для удовлетворения жалобы Инспекции не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу № А21-1107/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Г.Е. Бурматова

Л.И. Корабухина