НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 09.03.2006 № А05-16155/2005-11

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 марта 2006 года

Дело №

А05-16155/2005-11

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А. судей Троицкой Н.В, Шевченко А.В.,

 рассмотрев 01.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение  арбитражного     суда       Архангельской      области       от  21.11.2005     по    делу

№ А05-16155/05-11  (судья Шадрина Е.Н.),

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской  области с заявлением о взыскании 54 979 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)  с федерального государственного унитарного предприятия «Управление специального строительства № 33 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – предприятие).                                                                     

Решением суда от 21.11.2005  в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, подведомственные учреждения и унитарные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций  в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ.  

Представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, 20.05.2005 предприятие представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2004 год и в разделе 5 «расчет среднегодовой (средней) стоимости необлагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества» по строке 160 «среднегодовая (средняя) стоимость необлагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества и указало сумму 26 586 280 руб.

Инспекция направила предприятию требование от 01.04.05 о представлении документов, подтверждающих льготу, а также перечня объектов, находящихся на балансе предприятия, по которым применена льгота. В адрес налогового органа был направлен ответ с подтверждением права на использование льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.   

Инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации. В соответствии с декларацией по налогу на имущество к доплате в бюджет 124 994 руб., фактически   предприятие отразило сумму налога на имущество за 2004 год к уменьшению в размере 459 904 руб. (ранее исчисленные авансовые платежи).   По результатам проверки составлена справка от 27.05.2005. По сведениям, указанным в справке, предприятие представило разногласия, которые не были приняты инспекцией. По мнению налогового органа, подведомственные учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации (в том числе и налогоплательщик) не относятся к федеральным органам исполнительной власти и к ним не применяется льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.  

Инспекция установила, что предприятие неправомерно исчислило 459 904 руб.  налога на имущество к уменьшению и не исчислило 124 994 руб. к доплате налога  за 2004 год.

Решением инспекции от 30.06.2005 № 655 предприятие привлечено к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в

виде штрафа в сумме 54 979 руб. (20% от неуплаченных сумм налога).

        Решение инспекции от 30.06.2005 № 655 было получено   предприятием  04.07.2005.

       Инспекция 06.07.2005 в адрес предприятия направила требование об уплате налоговой санкции. Поскольку в добровольном порядке предприятие штраф не уплатило, инспекция обратилась в суд.

Отказывая инспекции в удовлетворении заявления,  суд пришел к выводу о том, что управление специального строительства относится к инженерно- техническим воинским формированиям и является составной частью сил, привлекаемых к обороне  в  соответствии   с    пунктом   1     Положения об   инженерно – технических воинских формированиях и дорожно-строительных формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1084. Таким образом предприятием правомерно использована льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ

Кассационная инстанция считает такой вывод  суда правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 4 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Как установил суд и  подтверждается материалами дела, Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление специального строительства № 33 при Федеральном агентстве специального строительства»

создано в качестве юридического лица в 2002 году. До декабря 2004 года предприятие входило в состав Министерства обороны Российской Федерации под наименованием Федеральное государственное унитарное предприятие « 119 военно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации». С 09.12.2004 предприятие в полном составе передано Федеральному агентству специального строительства (Спецстрою России).

        В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами в Вооруженных Силах      Российской    Федерации,    а     также     в     инженерно–технических    и

 дорожно- строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти. 

         На основании статьи 11 Федерального закона от 31. 05. 96 № 61-ФЗ   «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1084, Федеральное агентство специального строительства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно–технических формирований и дорожно–строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

         Согласно пункту 1 Положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно–строительных формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1084 инженерно–технические воинские формирования и дорожно–строительные воинские формирования при Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрое России) являются составной частью сил, привлекаемых к обороне. К инженерно–

техническим воинским формированиям относятся и управления специального строительства.

           На основании пункта 5 указанного Положения воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно–правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами. 

         В     соответствии     с  пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 1.05.96

 № 61–ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

        Законодатель связывает право на предоставление льготы по налогу на имущество с принадлежностью данного имущества  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным   органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. 

         Из устава предприятия усматривается, что имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.           

Суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям, входящим в состав федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не является объектом обложения налогом на имущество.

 При таких обстоятельствах  довод жалобы о том, что  подведомственные учреждения и унитарные предприятия, являющиеся юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, а  имущество ФГУП «Управление специального строительства № 33 при Федеральном агентстве специального строительства» не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Федеральному агентству специального строительства,  не основан на нормах налогового законодательства.   

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1

статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение  Арбитражного  суда  Архангельской области от 21.11.2005 по делу

№ А05-16155/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

Н.В. Троицкая

 А.В. Шевченко