НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 07.12.2021 № А26-1146/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 декабря 2021 года

Дело №

А26-1146/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,

при участии отзакрытого акционерного общества «Норд Интер Хауз» ФИО1 (доверенность от 17.03.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО2 (доверенность от 03.02.2021 № 50-д),

рассмотрев 01.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Норд Интер Хауз» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу                          № А26-1146/2021,

установил:

Закрытое акционерное общество «Норд Интер Хауз», адрес: 191024,                           Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 10, лит. А, пом. 6Н, ОГРН <***>                       ИНН <***> (далее - Общество, ЗАО «Норд Интер Хауз»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>,             ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), изложенных в письмах от 11.11.2020 № 17378/МПРиЭ-и, от 26.11.2020 № 18156/МПРиЭ-и,                     № 18157/МПРиЭ-и, № 18158/МПРиЭ-и, от 14.12.2020 № 19249/МПРиЭ-и, от 26.12.2020 № 20091/МПРиЭ-и в части отказа в предоставлении недоиспользованного объема древесины, а также о понуждении Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ЗАО «Норд Интер Хауз», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, поскольку в период с 2017 по 2019 годы установленный объем заготовки древесины Обществом использован не полностью, то на основании пункта 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила № 474), Общество имеет право заявить недоиспользованный объем заготовки древесины в 2020 году. Общество указывает, что в 2017, 2018, 2019 годах произвело плату за весь недоиспользованный объем заготовки древесины исходя из средних ставок использования лесов, сложившихся у Общества в конкретном году, с применением конкурсного коэффициента и вправе рассчитывать на предоставление недоиспользованного объема древесины за указанные периоды. Предоставление ЗАО «Норд Интер Хауз» дополнительного объема за счет расчетной лесосеки 2017 – 2019 годов, как считает Общество, не может повлечь за собой превышение расчетной лесосеки лесничеств.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства возражала против удовлетворения данной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО «Норд Интер Хауз» на основании договоров аренды от 15.12.2008 №№ 36-з, 37-з, 38-з, 39-з арендует лесные участки, являющиеся частями земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:24, расположенного на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, а по договору аренды от 15.12.2008 № 40-з – лесной участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:000000:015, расположенного на территории Сортавальского муниципального района Республики Карелия.

Арендодателем по указанным договорам является Министерство.

В соответствии с пунктом 1.4 названных договоров лесные участки предоставлены Обществу в целях заготовки древесины.

 Годовой объем разрешенного использования лесов приведен в приложениях № 3 к договорам.

В период с 2017 по 2019 годы установленный указанными договорами объем заготовки древесины Обществом был использован не в полном объеме, при этом платежи произведены независимо от фактического объема изъятой древесины в соответствии  с условиями договоров. В 2020 году изъятие древесины осуществлено Обществом полностью в объеме, установленном  договорами аренды.

Руководствуясь  пунктом 9 Правил № 474, ЗАО «Норд Интер Хауз» направило в Министерство заявление о предоставлении в 2020 году дополнительного объема древесины на арендуемых участках лесного фонда за счет недоиспользованного объема изъятия лесных ресурсов в 2017 - 2019 годах.

Решениями, оформленными письмами от 11.11.2020 № 17378/МПРиЭ-и, от 26.11.2020  № 18156/МПРиЭ-и, № 18157/МПРиЭ-и, № 18158/МПРиЭ-и, от 14.12.2020 № 19249/МПРиЭ-и, от 26.12.2020 № 20091/МПРиЭ-и, Министерство  отказало Обществу в предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2017 - 2019 годы по причине недопущения превышения установленной расчетной лесосеки по лесничеству, в частности:

- по договору № 36-з в полном объеме;

- по договору № 37-з в объеме 8,8 тыс. куб. м;

- по договору № 38-з в объеме 54,2 тыс. куб. м;

- по договору № 39-з  в объеме 2,3 тыс. куб. м.

- по договору № 40-з в объеме 8,8 тыс. куб. м.

Не согласившись с указанными решениями Министерства, ЗАО «Норд Интер Хауз» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 474 (действовавших в рассматриваемый период) заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

Министерство  не отрицает наличие не освоенного Обществом объема изъятия древесины, установленного в  2017 – 2019 годах. Согласовывая частично предоставление испрашиваемого ЗАО «Норд Интер Хауз»  объема древесины, Министерство тем самым подтвердило и соблюдение Обществом условия полного использования изъятия древесины в 2020 году. Вопреки утверждению судов об обратном, в оспариваемых решениях не содержится довода о несоблюдении Обществом указанного условия и отсутствуют конкретные сведения об объемах изъятой последним древесины в 2020 году, которые смогли бы подтвердить или опровергнуть обстоятельство полного использования в 2020 году подлежащей вырубке древесины. Цитирование Министерством в оспариваемых решениях нормы пункта 9 Правил № 474 с выделением отдельной части текста жирным шрифтом безосновательно воспринято судами в качестве причины отказа в испрашиваемом согласовании.

Как следует из оспариваемых решений, Министерство отказало Обществу в  согласовании предоставления недоиспользованного в 2017 – 2019 годах объема древесины по причине недопущения превышения установленной расчетной лесосеки по лесничеству.

 Соглашаясь с данными утверждением, суды сослались на приказы Министерства от 27.12.2019 № 2416 «Об установлении  предельно допустимого объема отпуска древесины для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в 2020 году»  и № 2417 «Об установлении предельно допустимого объема отпуска древесины для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами в 2020 году».

Вместе с тем указанные документы не могут быть признаны надлежащим доказательством, подтверждающим позицию Министерства, в силу следующего.

Частью 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.   

Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 4 Порядка расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам. Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.

Согласно пункту 5 Порядка расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года. При этом в соответствии с пунктом 6 Порядка изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Приказы Министерства от 27.12.2009, установившие в разрезе лесничеств на 2020 год предельно допустимые объемы древесины для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (приказ № 2417) и для субъектов малого и среднего предпринимательства (приказ № 2416), не отвечают вышеприведенным нормативным положениям и не могут быть признаны документами расчетной лесосеки лесничеств.

 Такой документ, как расчетная лесосека, установленная в качестве приложения к Лесохозяйственному регламенту Лахденпохского лесничества Республики Карелия и действующая на весь период действия этого регламента, в материалах дела отсутствует, и на него не ссылалось Министерство в обоснование своих доводов. Сравнительный анализ сведений, содержащихся в расчетной лесосеке соответствующего лесничества, и суммарного объема заготовки древесины в лесничестве Министерством не проводился и судами не оценивался.

С учетом изложенного ввиду отсутствия исследования всех значимых для дела обстоятельств оставление в силе обжалуемых судебных актов не представляется возможным.

По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, в связи с чем суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты двух инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства и доводы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего принять законное и обоснованное решение.

      Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу  № А26-1146/2021 отменить.

Дело № А26-1146/2021 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова