НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 07.09.2017 № А13-11825/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 сентября 2017 года

Дело №

А13-11825/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2017.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.09.2017.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,

при участии от Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Анисимовой О.Н. (доверенность от 09.01.2017 № 1), от Департамента финансов Вологодской области Поповой А.А. (доверенность
от 09.01.2017 № 101-12/3),

рассмотрев 07.09.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2017 (судья Шумкова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу № А13-11825/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сокольское ПАТП», место нахождения: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, Станционный переулок, дом 32, ОГРН 1103537000687, ИНН 3527016562 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160019, город Вологда, улица Горького, дом 35, ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212 (далее - Департамент транспорта), о взыскании 527 911 руб. 75 коп. неосновательного обогащения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), акционерное общество «Дирекция по организации автобусных перевозок» (далее - Дирекция).

Решением суда первой инстанции от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2017, исковые требования Общества удовлетворены, с Департамента транспорта в пользу Общества взыскано неосновательное обогащение в размере
527 911 руб. 75 коп., а также 13 558 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

В кассационных жалобах Департамент транспорта и Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.

В судебном заседании представители Департамента транспорта и Департамента финансов поддержали доводы, изложенные в жалобах.

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, постановлением Правительства Вологодской области от 11.03.2013 № 252 «О проезде пассажиров автобусами в пригородном и междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам» для обучающихся образовательных организации, указанных в постановлении, установлены скидки на проезд автобусами в междугородном и пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

В целях реализации данного постановления постановлением Правительства Вологодской области от 22.07.2013 № 723 (далее - Постановление № 723) утверждены: «Порядок предоставления права на проезд со скидкой 30% от установленных тарифов автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и по месячным именным билетам автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам» (далее - Порядок № 1); Порядок предоставления субсидий на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных организаций, студентов и слушателей профессиональных образовательных организаций автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, студентов и слушателей профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам (далее - Порядок № 2), в настоящее время утратившие силу на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.09.2016 № 847 «О реализации постановления Правительства области от 11.03.2013 № 252».

Согласно пункту 2.1 Порядка № 2 субсидия предоставляется транспортной организации при условии наличия заключенного Департаментом транспорта с организацией договора о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с установлением скидки по тарифам на проезд автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и продажи месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

Между Департаментом транспорта и Обществом 17.02.2015 был заключен договор № 1 (в редакции соглашения от 21.07.2015) о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах в связи с установлением скидки по тарифам на проезд автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и продажи месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

Пунктом 1.1. названного договора предусмотрено, что его предметом является обеспечение транспортного обслуживания на межмуниципальных маршрутах следующих категорий пассажиров. Студентов и учащихся очной формы обучения высших и средних специальных учебных заведений (далее - обучающихся) с предоставлением скидки в размере 30% от действующих тарифов в автобусах междугородного сообщения в период с 1 сентября по 30 июня включительно; студентов и учащихся средних специальных учебных заведений, а также учащихся общеобразовательных, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ (лицеев) (далее - обучающихся) при проезде в автобусах пригородного сообщения по месячным именным билетам.

По условиям договора сторонами проведена классификация пассажиров по маршруту поездки и виду льготы: междугородное сообщение и скидка 30% от действующих тарифов, пригородное сообщение и месячный именной билет.

Департаментом финансов в рамках контрольных мероприятий по реализации государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы» проведена проверка предоставления субсидии на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных, специальных общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016, в котором, в частности, отражено, что в нарушение Постановления № 723 Обществу в 2015 году перечислены средства субсидии в сумме 527 900 руб. на компенсацию потерь в связи с установлением стоимости месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам студентов высших учебных заведений. Данное расходование бюджетных средств признано Департаментом финансов нецелевым.

Общество 07.07.2016 перечислило Департаменту транспорта по платежному поручению № 374 527 911 руб. 75 коп., указав в назначении платежа - компенсация затрат бюджета за 2014 - 2015 год.

Общество, посчитав, что основания для возврата субсидии отсутствовали, претензией от 29.07.2016 потребовало от Департамента транспорта возврата ошибочно перечисленных денежных средств.

Отказ в возврате 527 911 руб. 75 коп. послужил основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.

Суды двух инстанций, удовлетворяя требования Общества, правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны в частности определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В части 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Условия и порядок предоставления субсидий на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных, специальных коррекционных общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, студентов и учащихся высших, специальных учебных заведений автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам определялся Порядком № 2.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 1 право на приобретение месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам имеют студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений к месту учебы и обратно - стоимостью 48 руб. за километр пути; учащиеся общеобразовательных, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ (лицеев) между пунктами проживания и обучения - стоимостью 26 руб. за каждый километр пути.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Частью 1 статьи 33 названного Закона установлено, что к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (пункт 2) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры (пункт 3).

Ввиду изложенного судебные инстанции обоснованно сочли, что термины «высшее учебное заведение» и «среднее специальное учебное заведение» в Законе об образовании не используются.

Также суды установили, и из материалов дела следует, что в реестрах реализации проездных билетов школьникам и студентам указаны лишь фамилии и наименования учебных заведений без указания программы обучения. Сведения о том, какое количество проездных билетов продано студентам, обучающимся по программам среднего профессионального образования, и какое количество проездных билетов реализовано студентам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, отсутствуют.

Судебные инстанции правомерно посчитали, что поскольку Общество не нарушило условия, установленные при предоставлении субсидии, то законных оснований для возврата использованной субсидии не имеется.

Таким образом, судебные инстанции на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно взыскали с Департамента транспорта неосновательное обогащение в размере
527 911 руб. 75 коп.

Несогласие подателей жалоб с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу № А13-11825/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

И.С. Любченко

Л.А. Самсонова