НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 07.08.2009 № А56-58578/08

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 августа 2009 года

Дело №

А56-58578/2008

Федеральный арбитражный суд северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В.,      Михайловской Е.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Кубанские вина» Новосельцевой М.А. (доверенность от 22.12.2008), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Никулина А.В. (доверенность от 15.10.2008 № 15-06/12717),

рассмотрев 05.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2009 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 (судьи Семенова А.Б.,         Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.)  по делу № А56-58578/2008,

                                                            у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Кубанские вина» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 27.11.2008 № 08-16/27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Решением суда от 23.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2009, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  норм материального и процессуального права,  просит  отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судами дано неверное  толкование  пунктов 4, 5 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, Управление считает, что суды неправомерно  не приняли во внимание пункт 4 раздела 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы,  а представитель Общества против удовлетворения  жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Законность решения и постановления  проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 08.09.2008 № Б099129 сроком действия по 25.05.2011 осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.

В ходе проверки представленных Обществом деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) за третий квартал 2008 года   по формам приложений № 5, 6, 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение), Управлением выявлено представление деклараций по обособленному подразделению Общества с нарушением установленного Положением срока - не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Декларации по обособленному подразделению Общества об объемах оборота, объемах поставки, объемах закупки алкогольной продукции за третий квартал 2008 года  поступили в Управление 12.11.2008, в то время как, по мнению Управления, должны были быть поданы в Управление не позднее 10.10.2008.

По указанным фактам 19.11.2008 в присутствии директора Общества С.Н.Душейко составлен протокол № 08-16/27, согласно которому Обществу вменено совершение административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, выразившееся в несвоевременном представлении деклараций в Управление, в результате чего были нарушены статьи 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) и пунктов 4 и 5 Положения .

Постановлением от 27.11.2008 № 08-16/27 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 руб.

Общество обжаловало постановление Управления о привлечении к административной ответственности в Арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования заявителя.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

В силу статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, объемах использования этилового спирта, объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции,  объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и формы деклараций регулируются Положением.

Из пунктов 4, 5 Положения следует, что декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за четвертый квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же субъекте Российской Федерации, в котором расположена организация) либо в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения (в том случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных субъектах Российской Федерации).

Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судами на основании материалов дела установлено, что Общество находится по адресу: Ленинградская область, город Тосно, Московское шоссе, д. 15, и имеет указанное в лицензии обособленное подразделение, расположенное по адресу: Ленинградская область, город Тосно,  Московское шоссе, 53 километр, здание склада, инв. № 13815, лит. Х, пом. 5 и 6.

Таким образом, исходя из толкования пунктов 4 и 5  Положения  Общество обязано представлять декларации в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации, поскольку Общество и его обособленное подразделение находятся в одном субъекте Российской Федерации, а у Общества отсутствует обязанность по представлению декларации по обособленному подразделению в Управление.

Как установлено судом апелляционной инстанции, декларации по обособленному подразделению были направлены Обществом в срок, предусмотренный Положением, в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела копией почтовой квитанции от 10.10.2008 № 12133 и описью вложения (т. 1, л. 130 - 131).

Кассационная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что  в данном случае понятие «территориальный налоговый орган» относится к исключительно к Управлению.

В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, территориальными органами Федеральной налоговой службы являются как управления Службы по субъектам Российской Федерации, так и межрегиональные инспекции службы, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции  службы межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.  То обстоятельство, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы, следует также из пункта 1 Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 № 101н. 

С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод судов об отсутствии в действиях Общества состава вмененного  административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 пунктом 1  части 1 статьи 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный  суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу № А56-58578/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

Т.В. Клирикова

Е.А. Михайловская