НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 06.06.2022 № А13-2672/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 июня 2022 года

Дело №

А13-2672/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М.,

при участии от микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» Хозяиновой Е.С. (протокол Совета фонда от 11.03.2022), от Департамента финансов Вологодской области Кирьяновой О.А. (доверенность от 11.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью «Вологда общепит» Манойловой Н.Н. (доверенность от 27.04.2021),

рассмотрев 31.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А13-2672/2021,

у с т а н о в и л:

микрокредитная компания Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства», адрес: 160025, Вологодская область, город Вологда, улица Маршала Конева, дом 15, офис 307, ОГРН 1103500001219, ИНН 3525251257 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к прокуратуре города Вологды, адрес: 160009, город Вологда, улица Зосимовская, дом 60, о признании недействительным представления от 18.12.2020 № 07-02-2020.

Определением суда первой инстанции от 28.04.2021 произведена замена ответчика - прокуратуры города Вологды на прокуратуру Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17 (далее - Прокуратура).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806 (далее - Департамент финансов), Департамент экономического развития Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1103525001139, ИНН 3525235311 (далее - Департамент экономического развития), общество с ограниченной ответственностью «Вологда общепит», адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, Окружное шоссе, дом 1, ОГРН 1063525100561, ИНН 3525166570 (далее - ООО «Вологда общепит»), индивидуальный предприниматель Кузнецов Александр Михайлович, адрес: 160011, город Вологда, ОГРНИП 308352519000080, ИНН 352507635890 (далее – ИП Кузнецов А.М.), индивидуальный предприниматель Арзубов Николай Валерьевич, адрес: Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, деревня Княжигора, ОГРНИП 304353822600058, ИНН 353003909777 (далее – ИП Арзубов Н.В.), индивидуальный предприниматель Собакина Маргарита Николаевна, адрес: 160510, Вологодский район, поселок Непотягово, ОГРНИП 304352505200101, ИНН 352500485572 (далее – ИП «Собакина М.Н.), общество с ограниченной ответственностью «Михайловское подворье», адрес: 162565, Вологодская область, Шекснинский район, село Чуровское, дом 113, ОГРН 1073536000988, ИНН 3524011982 (далее - ООО «Михайловское подворье»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2021 по делу № А13-2672/2021 представление прокуратуры города Вологда от 18.12.2020 № 07-02-2020 признано не соответствующим Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) и недействительным в части несоблюдения Фондом требований подпункта 3 пункта 5 части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ), в виде предоставления в 2020 году нескольким субъектам малого и среднего предпринимательства (ИП Арбузов Н.В., ИП Собакина Н.В., ООО «Вологда общепит»), неоднократно займов; нарушение Фондом статей 2, 4, 5, 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ); нарушение Фондом Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон № 102-ФЗ); несоблюдение Фондом порядка одобрения сделок (протоколы заседания Совета Фонда от 15.06.2020, 25.06.2020), совершаемых с заинтересованностью председателя Совета Фонда Рзаева И.М.; несоблюдение Фондом обязательств по получению от заемщиков / залогодателей договоров страхования согласно пунктам 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4, 4.1.5 договоров микрозайма: ИП Арзубов Н.В. - договор микрозайма от 31.07.2020 N 05-03/108-ДЗ/2020; ИП Собакина М.Н. - договор микрозайма от 11.06.2020 N 05-03/63-ДЗ/2020; ООО «Вологда общепит» - договоры микрозаймов от 15.06.2020 N 05-03/67-ДЗ/2020, от 26.06.2020 № 05-03/77-ДЗ/2020; ООО «Михайловское подворье» - договор микрозайма от 09.07.2020 № 05-03/87-ДЗ/2020; ИП Кузнецов А.М. - договор микрозайма от 09.06.2020 N 05-03/61-ДЗ/2020; невключение в решения Экспертного совета Фонда дополнительных обеспечений по возврату микрозайма в виде страхования рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью залогодателя; утратой (гибелью) или повреждением передаваемого в залог (ипотеку) имущества залогодателя (ИП Арзубов Н.В., ИП Кузнецов А.М., ИП Собакина М.Н., ООО «Вологда общепит», ООО «Михайловское подворье»), а также отсутствие в предметах договоров микрозайма финансовых услуг, на условия которых предоставляются займы (ИП Кузнецов А.М., ООО «Вологда общепит», ИП Собакина М.Н.). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Прокуратуру возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Фонда. Кроме того, за счет казны Российской Федерации в пользу компании взыскано 3 000 руб. в возмещение судебных расходов.

Апелляционный суд постановлением от 28.01.2022 решение суда первой инстанции от 26.08.2021 года по настоящему делу отменил в части признания представления прокуратуры города Вологда от 18.12.2020 № 07-02-2020 не соответствующим Закону № 2202-1 и недействительным в части нарушения Фондом Закона № 102-ФЗ; несоблюдение Фондом обязательств по получению от заемщиков / залогодателей договоров страхования согласно пунктам 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4, 4.1.5 договоров микрозайма: ИП Арзубов Н.В. - договор микрозайма от 31.07.2020 № 05-03/108-ДЗ/2020; ИП Собакина М.Н. - договор микрозайма от 11.06.2020 № 05-03/63-ДЗ/2020; ООО «Вологда общепит» - договоры микрозаймов от 15.06.2020 № 05-03/67-ДЗ/2020, от 26.06.2020 № 05-03/77-ДЗ/2020; ООО «Михайловское подворье» - договор микрозайма от 09.07.2020 N 05-03/87-ДЗ/2020; ИП Кузнецов А.М. - договор микрозайма от 09.06.2020 N 05-03/61-ДЗ/2020; невключение в решения экспертного совета Фонда дополнительных обеспечений по возврату микрозайма в виде страхования рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью залогодателя, утратой (гибелью) или повреждением передаваемого в залог (ипотеку) имущества залогодателя (ИП Арзубов Н.В., ИП Кузнецов А.М., ИП Собакина М.Н., ООО «Вологда общепит», ООО «Михайловское подворье»). В удовлетворении заявленных требований в указанной части суд апелляционной инстанции отказал. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, фактически просит отменить постановление в части отказа в удовлетворении заявления и принять по делу новый судебный акт.

Департамент финансов, Прокуратура в отзывах на кассационную жалобу просили оставить постановление без изменения. Напротив ООО «Вологда общепит» в отзыве на кассационную жалобу просило ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Департамента финансов просил оставить постановление апелляционного суда без изменения. Представитель ООО «Вологда общепит» поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Вологды по поручению прокуратуры Вологодской области с привлечением специалиста департамента финансов в период с 21.09.2020 по 19.11.2020 проведена проверка деятельности Фонда, в ходе которой установлены следующие нарушения: в нарушение требований подпункта 3 пункта 5 части 3 статьи 14 (пункта 3 части 5 статьи 14) Закона № 209-ФЗ в истекшем периоде 2020 года Фондом осуществлено предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП; из запрошенных в ходе проверки): ИП Арзубову Н.В., ИП Собакиной М.Н., ООО «Вологда общепит».

В нарушение статей 2, 4, 5, 8 Закона № 135-ФЗ Фондом при оценке залога в качестве ипотеки на недвижимое имущество по обеспечению исполнения обязательств по договорам микрозаймов проведено:

- без учета изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков (ООО «Михайловское подворье»),

- предполагаемым завышением рыночной оценки стоимости нежилого помещения относительно кадастровой, а также непринятия во внимание факта ограничения прав и обременения объекта в пользу АО КБ «Северный кредит», признанного несостоятельным (банкротом) 06.04.2018 при перезалоге недвижимого имущества «ООО «Вологда общепит»),

- с предполагаемым завышением рыночной оценки стоимости нежилого помещения относительно кадастровой (ИП Собакина М.Н.).

Также проверкой выражается критическое отношение к проведенным залоговым оценкам движимого имущества по обеспечению исполнения обязательств по договорам микрозаймов, без учета технического состояния транспортных средств, функционального износа и последствий полученных повреждений при неоднократном участии в дорожно-транспортных происшествиях (ИП Арзубов Н.В., ИП Кузнецов А.М.).

В ходе проверки установлено, что Положение о порядке выявления и предотвращения заинтересованности в совершении сделок утверждено 23.07.2018 решением Совета Фонда ресурсной поддержки. Решения об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность председателя Совета Фонда ресурсной поддержки (Рзаева И.М.), при предоставлении двух микрозаймов на общую сумму 4,0 млн. руб. ООО «Вологда общепит» (учредитель Рзаев И.М.), фактически принимались 3 (тремя) представителями Совета Фонда ресурсной поддержки (протоколы заседаний от 15.06.2020 и от 25.06.2020), тогда как пунктом 4.2.2 Устава (в ред. 24.12.2018) предусмотрено формирование Совета Фонда ресурсной поддержки учредителем из шести членов.

Кроме того, в нарушение условий предоставления микрозаймов микрозаймы, предоставленные ООО «Вологда общепит» с целью использования на пополнение оборотных средств, фактически использованы для приобретения нежилого помещения (основной фонд) (договоры микрозаймов от 15.06.2020 N 05-03/67-ДЗ/2020 и от 26.06.2020 N 05-03/77-ДЗ/2020).

Также проверкой установлено, что в нарушение статьи 343 Гражданского кодекса Российскй Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ) в соответствии с пунктами 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4 и 4.1.5 проверенных договоров микрозаймов обязательства заемщиков по заключению договоров страхования не выполнялись.

Экспертным советом Фонда ресурсной поддержки дополнительное обеспечение по возврату микрозайма в виде страхования рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью залогодателя; утратой (гибелью) или повреждением передаваемого в залог (ипотеку) имущества залогодателя, во внимание не принималось и в решения не включалось (ИП Арзубов Н.В., ИП Кузнецов А.М., ИП Собакина М.Н., ООО «Вологда общепит», ООО «Михайловское подворье»).

Помимо указанного в решения Экспертного совета Фонда ресурсной поддержки и в предметах договоров микрозаймов не указывались финансовые продукты, на условиях которых предоставляются займы (ИП Кузнецов А.М., ООО «Вологда общепит», ИП Собакина М.Н.).

По результатам проверки прокуратурой в адрес Фонда вынесено представление от 18.12.2020 об устранении выявленных нарушений, которым предложено безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам, о результатах рассмотрения представлении и принятых мерах сообщить в прокуратуру города Вологды в месячный срок.

Фонд, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.

Апелляционная инстанция частично отменила решение суда (в отношении отдельных эпизодов по которым заявление было удовлетворено).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

На основании статьи 9 упомянутого Закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:

определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации;

поддержка государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации;

формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности;

иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.

В силу части 1 статьи 15 Закона N 209-ФЗ инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Фонд, финансируемый в рамках государственных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, является организацией соответствующей инфраструктуры.

На основании части 4 статьи 15 Закона № 209-ФЗ поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр организаций инфраструктуры поддержки).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую поддержку.

Частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

В силу части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Фонд является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления Правительства области от 13.09.2010 № 1053 «О создании некоммерческой организации Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - Постановление N 1053).

Согласно пункту 1 приложения к Постановлению N 1053 предмет деятельности Фонда - предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства (микрофинансирование).

В силу пункта 2 упомянутого приложения целями деятельности Фонда являются:

оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории области;

формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем развития системы микрофинансирования;

упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным финансовым ресурсам.

В соответствии с пунктом 2.1 устава Фонда целями его деятельности является оказание финансовой поддержки субъектам МСП, зарегистрированным на территории Вологодской области, формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП путем развития системы микрофинансирования, упрощение доступа субъектов МСП к заемным финансовым ресурсам (том 7, листы 44-61).

Постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 N 1156 утверждена государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы».

Ответственный исполнитель государственной программы - Департамент экономического развития области. Государственная программа включает подпрограмму 1 - Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, подпрограмму 2 - Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовое обеспечение которых производится за счет средств федерального и областного бюджетов.

Пунктом 7.1 постановления Правительства Вологодской области от 01.04.2013 N 339 "О реализации государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Постановление N 339) утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии Микрокредитной компании Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" в виде имущественного взноса согласно приложению 8 к настоящему постановлению (далее - Порядок N 7.1).

На основании указанного Порядка Фонду предоставляются субсидии в виде имущественного взноса Вологодской области - учредителя Фонда в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Вологодской области, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам путем предоставления им микрозаймов в соответствии с правилами предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов, утвержденными органом управления микрофинансовой организации.

В пункте 2.11 Порядка N 7.1 изложены условия предоставления субсидии (заключения Соглашения) Фондом, в число которых включены действующие правила предоставления микрозаймов (далее - Правила), а также действовавшие ранее редакции правил предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и размещены на официальном сайте Фонда (подпункт "и"); предоставление микрозаймов за счет средств субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему Порядку (подпункт "к"); предоставление Фондом микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств субсидии в виде имущественного взноса на следующих условиях:

сумма основного долга заемщика перед Фондом по договорам микрозайма не должна превышать размер, установленный Законом N 151-ФЗ;

максимальный срок предоставления микрозайма не должен превышать 5 (пять) лет;

максимальная процентная ставка за пользование микрозаймом для заемщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства не должна превышать трехкратного размера ключевой ставки Банка России, установленной на дату заключения договора микрозайма;

наличие обеспечения микрозайма (подпункт "л").

на основании пункта 2.12 Порядка N 7.1 средства, полученные при возврате выданных за счет средств субсидии микрозаймов, направляются Фондом на выдачу микрозаймов в соответствии с действующими на дату выдачи микрозайма Правилами, отвечающими требованиям, предусмотренным подпунктом "и" пункта 2.11 настоящего Порядка.

Из указанных положений следует, что Фонду предоставляются субсидии в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Вологодской области, путем предоставления им микрозаймов в соответствии с утвержденными Фондом Правилами.

В 2020 году между Департаментом экономического развития и Фондом заключено три соглашения о предоставлении из бюджета Вологодской области субсидии в виде имущественного взноса на общую сумму 340, 568 млн. руб., в том числе от 02.03.2020 N 40-2020-00004 в целях реализации национального проекта "Малое и средне предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", регионального проекта "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", а также в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Вологодской области, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам путем представления им микрозаймов, дополнительное соглашение от 22.06.2020 N 40-2020-00004/2, финансовое обеспечение предоставления субсидии - 230,685 млн. руб.;

от 21.05.2020 N МФО/1-2020 в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства Вологодской области льготных займов (микрозаймов); финансовое обеспечение предоставления субсидии - 100 млн. руб.;

от 19.06.2020 N 40-2020-00586 в целях поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Вологодской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов; финансовое обеспечение предоставления субсидии - 9,883 млн. руб.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Фонд как организация инфраструктуры поддержки МСП сам получает финансовую поддержку от органов государственной власти субъекта Российской Федерации и одновоременно осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства путем представления им микрозаймов в силу действующего законодательства.

Прокуратурой установлено, что в нарушение условий предоставления микрозаймов микрозаймы, предоставленные ООО «Вологда общепит» с целью использования на пополнение оборотных средств, фактически использованы для приобретения нежилого помещения (основной фонд) (договоры микрозаймов от 15.06.2020 N 05-03/67-ДЗ/2020 и от 25.06.2020 N 05-03/77-ДЗ/2020).

В соответствии с Правилами предоставления субъектам МСП микрозаймов за счет средств субсидии, предоставленной Фонду в 2020 году в целях оказания неотложных мер по поддержке субъектов МСП в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденными решением Совета Фонда 19.05.2020, средства микрозайма возможно использовать на цели:

- пополнение оборотных средств (в том числе на уплату налогов и сборов за исключением штрафных санкций);

- выплата заработной платы;

- перепрофилирование производства в условиях кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции.

Исходя из целевого назначения субсидии «в целях оказания неотложных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства», которое отражено как в Постановлении № 339, так и в Правилах предоставления микрозаймов, микрозайм предоставлен и должен быть израсходован на пополнение оборотных средств и поддержание текущей деятельности получателя.

Судами установлено, что денежные средства целевого займа ООО «ВологдаОбщепит» направило на оплату задатка по извещению N 260520/0901028/01 лот N 5 /нежилое помещение с кадастровым номером 35:24:0401011:2661, то есть за участие в торгах, проводимых Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области.

Руководствуясь положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (ОКОФ), пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, суды сочли, что перечисление денежных средств в качестве задатка с целью участия в публичных торгах не соответствует целевому использованию денежных средств предоставленного микрозайма: «пополнение оборотных средств».

Суды признали, что средства полученной субсидии потрачены Фондом с нарушением Порядка и Правил предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов за счет средств субсидии, предоставленной МКК ВО «Фонд поддержки МСП» в 2020 году, в связи с чем представление прокурора в указанной части сочли законным и обоснованным, а требования заявителя в данной части не подлежащими удовлетворению.

Также проверкой установлено, что в нарушение статьи 343 ГК РФ, пункта 5 статьи 8 Закона N 151-ФЗ в соответствии с пунктами 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4 и 4.1.5 проверенных договоров микрозаймов обязательства заемщиков по заключению договоров страхования не выполнялись, Экспертным советом Фонда ресурсной поддержки дополнительное обеспечение по возврату микрозайма в виде страхования рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью залогодателя; утратой (гибелью) или повреждением передаваемого в залог (ипотеку) имущества залогодателя во внимание не принималось и в решения не включалось.

Представлением установлено несоблюдение Фондом обязательств по получению от заемщиков / залогодателей договоров страхования согласно пунктам 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4, 4.1.5 договоров микрозайма: ИП Арзубов Н.В. - договор микрозайма от 31.07.2020 N 05-03/108-ДЗ/2020; ИП Собакина М.Н. - договор микрозайма от 11.06.2020 N 05-03/63-ДЗ/2020; ООО "Вологда общепит" - договоры микрозаймов от 15.06.2020 N 05-03/67-ДЗ/2020, от 26.06.2020 N 05-03/77-ДЗ/2020; ООО "Михайловское подворье" - договор микрозайма от 09.07.2020 N 05-03/87-ДЗ/2020; ИП Кузнецов А.М. - договор микрозайма от 09.06.2020 N 05-03/61-ДЗ/2020.

Пунктами 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4 и 4.1.5 проверенных договоров микрозаймов предусмотрены обязательства заемщика по заключению договоров страхования: страхование рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью страхователя; утратой или повреждением передаваемого в залог имущества, которые предоставляются ежегодно. Договоры страхования предоставляются в течение 1 рабочего дня с даты их заключения.

Прокуратура посчитала, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства обязательства заемщиков по заключению договоров страхования не выполнялись.

Поддерживая оспариваемое представление суд апелляционной инстанции исходил из положений пунктов 3.3.1, 3.3.2, 5.1, 7.4, 7.5 Правил предоставления субъектам МСП микрозаймов, действующих в 2020 году и буквального толкования пунктов 1.4, 4.1.3, 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4 и 4.1.5 спорных договоров микрозайма.

Руководствуясь положениями пунктов 2, 5 статьи 8 Закона N 151-ФЗ, пункта 1 статьи 422, пункта 2 статьи 927 ГК РФ, пунктов 1, 2 статьи 31 Закона № 102-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что необходимость заключения договоров страхования заложенного недвижимого имущества предусмотрена положениями Закона N 102-ФЗ, по общим правилам договор страхования имущества, заложенного по договору об ипотеке, должен быть заключен в пользу залогодержателя (выгодоприобретателя), залогодатель обязан страховать за свой счет это имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения; невключение в решения Экспертного совета Фонда дополнительных обеспечений по возврату микрозайма в виде страхования рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью залогодателя, утратой (гибелью) или повреждением передаваемого в залог (ипотеку) имущества залогодателя, не соответствует установленным требованиям.

Учитывая наличие установленной законом обязанности по заключению договора страхования заложенного недвижимого имущества, наличие обязанности по представлению договоров страхования в пунктах 4.1.4, 4.1.5 договоров микрозайма, необоснованное невключение в решения Экспертного совета Фонда требований к наличию договоров страхования, апелляционный суд согласился с выводами прокуратуры в представлении по данному эпизоду.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Несогласие Фонда с оценкой представленных доказательств и выводами апелляционного суда по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены или изменения судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ.

Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А13-2672/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

И.Г. Савицкая

В.М. Толкунов