НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 05.12.2023 № А56-133361/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 декабря 2023 года

Дело №

А56-133361/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Сапоткиной Т.И.,

при участии от акционерного общества «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод» Головановой О.А. (доверенность от 29.12.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу № А56-133361/2022,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод», адрес: 190000, Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Рыбацкое, пр. Обуховской Обороны, д. 120, стр. 19, пом. 1-Н № 708, ОГРН 1037825058732, ИНН 7811144648 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н, ОГРН 1167847166882, ИНН 7801305857 (далее – Комитет), выразившегося в невключении объекта недвижимости – административного корпуса площадью 11 620,6 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007157:1788, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 120, стр. 13, в проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень); обязании Комитета внести указанный объект в названный Перечень.

Решением от 04.07.2023 в удовлетворении заявления Общества отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 данное решение оставлено без изменения.

Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, здание подлежало включение в Перечень на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) как объект, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и документами технического учета предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания, и необходимость использования в указанных целях более 20% площади для таких объектов не предусмотрена; акт обследования, составленный Комитетом, не является надлежащим доказательством фактического использования объекта; из применимых к данному спору норм права не следует, что использование помещений под офис не должно быть связано с основной производственной деятельностью.

В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.

Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество с 13.04.2021 является собственником нежилого здания – административного корпуса площадью 11 620,6 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007157:1788, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 120, стр. 13.

Приказом Комитета от 25.04.2022 № 42-П утвержден список объектов недвижимости, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, предполагаемых к включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год; подразделениям Комитета предписано до 30.09.2022 провести обследование указанных в этом списке объектов.

В список подлежащих обследованию объектов включено принадлежащее заявителю здание.

В ходе проведенного Комитетом 09.06.2022 обследования здания установлено, что объект используется под кабинеты сотрудников, сделан вывод о несоответствии вида фактического использования объекта требованиям, установленным статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 684-96), и о том, что объект не подлежит включению в проект Перечня. По результатам обследования составлен акт от 09.06.2022 № 07-11-2140/2022, к которому приложены фотоматериалы.

В октябре 2022 на сайте Комитета в сети «Интернет» был размещен проект Перечня, одновременно заинтересованным лицам в случае несогласия с проектом Перечня предложено до 20.10.2022 представить в Комитет возражения.

Общество обратилось в Комитет с заявлением от 28.10.2022 № 22119/208 о внесении изменений в проект Перечня и включении в него принадлежащего Обществу административного здания.

Комитет письмом от 29.11.2022 № 01-28-538/22-0-1 сообщил, что объект, принадлежащий Обществу на праве собственности, используется для целей обеспечения уставной деятельности Общества, а именно для размещения служебных кабинетов сотрудников Общества, и не соответствует требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1-1 Закона № 684-96, в связи с чем обоснованно не включен в проект Перечня.

Приказом Комитета от 23.12.2022 № 158-П определен Перечень, в который принадлежащий Обществу спорный объект недвижимости не включен.

Общество, считая, что принадлежащий ему объект соответствует критериям для включения в Перечень, в связи с чем Комитет незаконно не совершил действия по включению объекта в Перечень, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1), нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.

Как установлено пунктом 3 названной статьи, для целей ее применения административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 упомянутой статьи вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – Порядок). Согласно пункту 2 данного Порядка вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 НК РФ и статье 1-1 Закона № 684-96 условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона № 684-96 в указанном порядке налоговая база определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Как видно из материалов дела, объектом налогообложения является здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0007157:1781 с видом разрешенного использования «для размещения промышленных объектов»; по сведениям ЕГРН здание именуется как административный корпус.

Судами установлено, что значительная часть помещений в здании фактически используется Обществом для собственных нужд под размещение служебных кабинетов сотрудников Общества, общая площадь помещений, сданных в аренду, в том числе для размещения офисов и объектов общественного питания, составляет менее 20% общей площади здания.

Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные в дело документы и установленные ими обстоятельства использования административного здания Общества, правомерно пришли к выводу, что принадлежащее заявителю административное здание не может рассматриваться как предназначенное для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания применительно к критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга № 684-96.

По смыслу приведенных положений налогового законодательства к объектам, перечисленным в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть отнесена коммерческая недвижимость офисно-делового назначения, предназначенная для использования или фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, то есть для осуществления потенциально доходного вида деятельности, не связанного прямо или косвенно с обеспечением основной производственной деятельности предприятия.

Суды, установив, что административное здание используется в большей своей части для размещения сотрудников Общества, основным видом деятельности которого является производственная деятельность, правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для включения этого объекта в Перечень как не соответствующего установленным требованиям.

Кроме того, Общество не обосновало, каким образом оспариваемым бездействием Комитета нарушаются его права, не ссылалось на увеличение налоговой нагрузки вследствие невключения здания в Перечень либо на наступление иных неблагоприятных для заявителя последствий.

Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу № А56-133361/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

Ю.С. Баженова

Т.И. Сапоткина