НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 05.12.2023 № А21-11760/2022

699/2023-83769(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А., 

 при участии от федерального государственного бюджетного учреждения  "1409 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны  Российской Федерации Удодовой Г. В. (доверенность от 08.02.2021), 

рассмотрев 05.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "1409 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации  на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023  по делу № А21-11760/2022, 

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "1409 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации,  адрес: 236029, г. Калининград, ул. Герцена, д. 2, ИНН 3906177250, 

ОГРН 1073906025291 (далее - учреждение), обратилось в Арбитражный суд  Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к  Территориальному фонду обязательного медицинского страхования  Калининградской области, адрес: 236003, г. Калининград, Московский пр., 

д. 174, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), о признании недействительным  требования от 06.07.2022 № 500 об устранении нарушений законодательства об  обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой  комплексной (выездной) проверки учреждения за период деятельности с  01.07.2020 по 31.05.2022 (акт проверки от 30.06.2022). 

Решением от 08.02.2023 требования отклонены.

Постановлением апелляционного суда от 26.04.2023 решение суда  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное  применение норм материального и процессуального права и несоответствие  выводов судов фактическим судов фактическим обстоятельствам дела, просит  решение от 08.02.2023 и постановление от 26.04.2023 отменить, направить дело  на новое рассмотрение. 

По мнению подателя жалобы, в требованиях неправомерно отказано,  учреждение не допустило нецелевого использования денежных средств,  оказание в спорный период медицинской деятельности по адресу, не  указанному в лицензии, является нарушением лицензионных требований,  однако не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного  медицинского страхования (далее - ОМС), учреждение принимало меры по  получению лицензии и в дальнейшем она получена; суды необоснованно не  снизили размер штрафа. 

В отзыве, дополнениях к отзыву Фонд просит обжалуемые судебные акты  оставить без изменения, а кассационную жалобу учреждения – без 


удовлетворения. 

Определением суда кассационной инстанции от 19.09.2023 производство  по кассационной жалобе приостановлено до рассмотрения Верховным Судом  Российской Федерации кассационной жалобы по делу № А05-2707/2022. 

В судебном заседании 05.12.2023 производство по жалобе возобновлено,  суд не усматривает препятствий к рассмотрению жалобы по существу в этом же  заседании. 

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы,  приведенные в кассационной жалобе. 

От Фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте  заседания, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его  представителей. 

Поскольку Фонд своих представителей в суд не направил, дело  рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Из материалов дела следует, что Фондом проведена плановая  комплексная (выездная) проверка соблюдения учреждением законодательства  об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС  за период с 01.07.2020 по 31.05.2022. 

По результатам проверки Фонд составил акт проверки от 30.06.2022, в  котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, а именно:  нецелевое использование средств ОМС в сумме 682 781 руб. 67 коп., в том  числе в виде расходов на оплату охранных услуг с помощью пультов  наблюдения в сумме 55 640 руб. 52 коп. и выплаты единовременного денежного  вознаграждения сотрудникам по итогам работы за год в отношении  поликлинического подразделения, расположенного по адресу: Калининградская  обл., г. Гвардейск, Красноармейская ул., д. 15, в отсутствии лицензии на  осуществление деятельности по указанному адресу. 

В адрес учреждения 06.07.2022 выставлено требование № 500 об  устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском  страховании, выявленных в ходе плановой комплексной (выездной) проверки, о  возврате денежных средств в размере 682 781 руб. 67 коп., использованных не  по целевому назначению, а также уплате штрафа в размере 10% от суммы  нецелевого использования средств ОМС (68 278,16 руб. штрафа), в  соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"  (далее - Закон № 326-ФЗ). 

Учреждение оспорило требование Фонда в судебном порядке.

Суд первой инстанции требования отклонил, посчитав, что право на  осуществление медицинской деятельности (отдельных ее видов) возникает у  медицинской организации с момента получения лицензии, наличие которой  является условием получения денежных средств из бюджета Фонда,  следовательно, оказание медицинской помощи в отсутствие действующей  лицензии на оказание соответствующих видов помощи свидетельствует о  нецелевом использовании учреждением средств обязательного медицинского  страхования. 

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. 

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям. 

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - 


БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах  обязательного социального страхования (пенсионного, социального,  медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об  основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные  средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального  страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о  конкретных видах обязательного социального страхования на очередной  финансовый год и на плановый период. 

Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный  фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за  использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми  медицинскими организациями и медицинскими организациями. 

На основании пункта 39 Порядка осуществления территориальными  фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью  страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере  обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием  средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми  медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного  приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021   № 255н, проверка использования средств обязательного медицинского  страхования, полученных медицинскими организациями, включает проверку  обоснованности получения средств обязательного медицинского страхования  медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию, в том числе проверяются наличие лицензии  медицинской организации на право осуществления ею определенных видов  медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и  услуг, указанные в лицензии, и фактически оказываемые виды медицинской  помощи по данным статистической документации и сводных учетных  документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской  организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь. 

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты  бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств с  указанием цели их использования. 

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах  обязательного социального страхования (пенсионного, социального,  медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья  147 БК РФ). 

В части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных  средств определено как направление средств бюджета бюджетной системы  Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не  соответствующих полностью или частично целям, определенным законом  (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью,  бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом,  являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. 


Пункт 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ наделяет медицинские  организации правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь  на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с  установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным  Федеральным законом. 

Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ установлена обязанность  медицинских организаций использовать средства обязательного медицинского  страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с  программами обязательного медицинского страхования. 

Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ медицинские  организации являются участниками обязательного медицинского страхования. 

В силу части 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация  осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского  страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи  по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать  застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с  территориальной программой обязательного медицинского страхования. 

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011

 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под  медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от  организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного  (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании  лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации. 

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие  которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой  лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее  действия. 

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) установлено, что под  лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления  юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида  деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих  лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом,  выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме  электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в  заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи  такого документа в форме электронного документа (пункт 2); под  лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые  установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности,  основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской  Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования  (пункт 7). 

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская  деятельность подлежит лицензированию, части 2 данной статьи - положениями  о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются  исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг,  составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные  перечни не установлены федеральными законами. 


Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением  указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и  другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на  территории инновационного центра "Сколково"), утверждено Постановлением  Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 (далее - Положение  о лицензировании), 

В силу пункта 8 части 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления  отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, признается  объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен  для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется  при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям,  принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности  либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие  идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида  деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или  лицензиата. 

Частью 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ установлено, что в случае изменения  адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия  подлежит переоформлению. 

Как следует из материалов дела, по сведениям Единого реестра лицензий  на медицинскую деятельность по состоянию на 05.07.2022 учреждение  осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии от 20.01.2020   № Л041-00110-39/00575106, выданной Территориальным органом  Росздравнадзора по Калининградской области, действующей бессрочно, в  которой в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности  указаны адреса: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Яналова, д. 3;  Калининградская обл., г. Калининград, Артиллерийская ул., д. 14/16;  Калининградская обл., г. Калининград, ул. Герцена, д. 2; Калининградская обл.,  г. Черняховск, Московская ул., д. 7; Калининградская обл., г. Балтийск, 

ул. Боткина, д.1; Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Красной Армии, д. 7;  Калининградская обл., г. Советск, ул. А.Невского, д. 5. 

В ходе проверки Фонд установил, что учреждение также осуществляет  медицинскую деятельность по адресу: Калининградская обл., г. Гвардейск,  Красноармейская ул., д.15, который не указан в лицензии. При этом по  указанному подразделению были израсходованы средства ОМС в общей сумме  682 781,67 руб. в период январь-декабрь 2021 года, январь - май 2022 года.  Соответственно, ввиду отсутствия лицензии по адресу осуществления  медицинских услуг, использование средств ОМС, по мнению Фонда, является  нецелевым. 

Отказывая в требованиях учреждения, суды первой и апелляционной  инстанций исходи из того, что в целях применения законодательства об  обязательном медицинском страховании расходы поликлинического  подразделения, расположенного по адресу Калининградская обл., г. Гвардейск,  Красноармейская ул., д.15, который не указан в качестве места осуществления  лицензируемого вида деятельности в лицензии учреждения, не могут быть  осуществлены за счет средств ОМС; на основании Приказа лицензирующего  органа от 28.10.2022 в лицензию учреждения внесены изменения, согласно  которым в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности  был указан и спорный адрес: Калининградская обл., г. Гвардейск,  Красноармейская ул., д. 15. Соответственно, использование средств ОМС в  отношении подразделения по указанному адресу возможно исключительно  после 28.10.2022. 


Между тем судами не учтено следующее.

Как разъяснено в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых  вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса  Российской Федерации", нецелевым использованием бюджетных средств  признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие  условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной  росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и  расходов либо иным; правовым основанием их получения. 

Как видно из материалов дела, у учреждения имелись лицензии от  28.06.2018, от 20.01.2020 на оказание медицинской деятельности, выданные  бессрочно. 

Из акта Фонда следует, что фактически вменяемое нарушение выразилось  в осуществлении учреждением соответствующих видов деятельности не по  адресу, указанному в лицензиях. 

Между тем, как правильно указывает податель жалобы, требование о  наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о  соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства. 

Фонд не опроверг наличие у учреждения в рассматриваемый период по  спорному адресу квалифицированного персонала для оказания медицинской  помощи и обязанности оказывать соответствующую медицинскую помощь  гражданам, обратившимся за такой помощью. 

Из материалов дела видно, что поликлиническое отделение учреждения  по адресу: Калининградская обл., г. Гвардейск, Красноармейская ул., д.15  расположено на территории военного городка. 

Как пояснял представитель подателя жалобы в суде кассационной  инстанции, иные медицинские учреждения в военном городке отсутствуют. В  этом поликлиническом отделении оказывают амбулаторно-поликлиническую  помощь военнослужащим и другим контингентам, имеющим право на  медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, в том числе членам  семьи военнослужащих. 

Соответственно, учреждение оказывало медицинскую помощь по спорному  адресу кроме военнослужащих и иному населению военного городка. 

Необходимая лицензия оформлена учреждением по спорному адресу  28.10.2022. 

Следовательно, само по себе нарушение лицензионных требований, без  установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не  является основанием для признания расходования бюджетных средств  нецелевым. 

При таких обстоятельствах у Фонда отсутствовали основания для  признания расходования спорных сумм ОМС в качестве нецелевых, для  выставления требования от 06.07.2022 № 500, в связи с чем судебные акты  подлежат отмене, а заявление - удовлетворению. 

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты приняты с  нарушением норм материального права. 

В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения  или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и  апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда,  содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела,  установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и  имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное  применение норм материального права или норм процессуального права. 


Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения  кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе  отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление  апелляционного суда полностью или в части и, не передавая дело на новое  рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства,  имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и  апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования  имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применена  норма права. 

Поскольку фактические обстоятельства спора установлены судами на  основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом  неправильно применены нормы материального права, суд кассационной  инстанции в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи  287 АПК РФ, полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение,  отменить судебные акты, заявление удовлетворить в полном объеме. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1  статьи 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023  по делу № А21-11760/2022 отменить. 

Признать недействительным требование Территориального фонда  обязательного медицинского страхования Калининградской области от  06.07.2022 № 500 об устранении нарушений законодательства об обязательном  медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной  (выездной) проверки учреждения за период деятельности с 01.07.2020 по  31.05.2022. 

Взыскать с территориального фонда обязательного медицинского  страхования Калининградской области (236003, г. Калининград, Московский пр.,  д. 174, ИНН 3904006756) в пользу федерального государственное бюджетное  учреждение "1409 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства  обороны Российской Федерации (адрес: 236029, г. Калининград, ул. Герцена, д.  2, ИНН 3906177250, ОГРН 1073906025291) 6000 руб. расходов на оплату  государственной пошлины. 

Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению  "1409 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны  Российской Федерации (адрес: 236029, г. Калининград, ул. Герцена, д. 2, ИНН  3906177250, ОГРН 1073906025291) из федерального бюджета 6000 руб.  государственной пошлины, излишне уплаченной по поручениям о перечислении  на счет от 11.11.2022, 06.03.2023, 23.06.2023. 

Председательствующий Е.И. Трощенко

Судьи С.В. Лущаев   Ю.А. Родин