АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 октября 2022 года | Дело № | А05-2198/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Трощенко Е.И., рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А05-2198/2022, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; ИНН 7743274766, ОГРН 1187746816608; далее - ООО «ЭкоИнтегратор», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - министерство) о взыскании 591 197 руб. 37 коп. убытков, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 14 823 руб. 95 коп. Решением суда первой инстанции от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2022, заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что Обществом при подаче Расчета и заявки не был представлен полный пакет документов, подтверждающий несение расходов, подлежащих субсидированию, в связи с чем Министерство обоснованно отказало в предоставлении субсидии в запрашиваемом размере. Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Архангельской области (далее - соглашение), заключенным 29.10.2019 по результатам конкурсного отбора министерством с ООО "ЭкоИнтегратор", общество организует деятельность по обращению с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области. Согласно пункту 2.3 соглашения к осуществлению своей деятельности региональный оператор приступил с 01.01.2020. Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" (далее - Прядок). В соответствии с указанным порядком 24.12.2020 между министерством и ООО "ЭкоИнтегратор" заключен договор N 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных в 2020 году доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии с порядком предоставления субсидии (далее - договор). Министерство 18.02.2022 заключило с региональным оператором дополнительное соглашение N 1 к договору, которым, в том числе, закреплен следующий порядок корректировки сведений об объемах ТКО, в отношении которых получателем оказаны услуги населению и потребителям, приравненным к населению. В случае если в бухгалтерском учете текущего либо отчетного финансового года Получателем корректируются сведения об объемах твердых коммунальных отходов, в отношении которых получателем оказаны услуги населению и потребителям, приравненным к населению (далее - объемы твердых коммунальных отходов, использованные для расчета размера субсидии), допускается соответствующая корректировка объемов твердых коммунальных отходов в расчетах за отчетный период текущего либо отчетного года, если такая корректировка осуществляется в пределах двух лет, следующих за отчетным финансовым годом (далее - корректировка). Корректировка допускается за предыдущие отчетные месяцы текущего года, а также за прошедший декабрь отчетного года и осуществляется по тарифам, установленным на период, соответствующий периоду, за который осуществляется корректировка. Корректировка за период, предшествующий дате вступления в силу тарифов, установленных для прочих потребителей и для населения и потребителей, приравненных к населению, не допускается. Корректировка должна соответствовать данным бухгалтерского учета текущего года либо отчетного года и осуществляется в пределах двух лет, следующих за отчетным финансовым годом. В силу пункта 3 указанного дополнительного соглашения, его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020. На основании положений Порядка и договора общество произвело корректировочный расчет фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов за 2020 год в размере 591 197 руб. 76 коп. и письмом от 03.02.2022 N 2733/02-22 направило его вместе с подтверждающими документами в адрес министерства. Распоряжением от 01.03.2022 N 301р министерство отказало обществу в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2020 год в заявленной сумме, мотивировав тем, что представленные документы (материалы к расчету фактической потребности в средствах субсидии) не предусмотрены пунктом 4.3.1.1 спорного договора. Поскольку убытки не были возмещены обществу, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим. В силу положений статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в области обращения с ТКО органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала. При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно статьям 1 и 4 Областного закона Архангельской области от 16.12.2019 N 205-13-0З "Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Областной закон) в Архангельской области право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению. При этом к населению относятся физические лица, приобретающие коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственных коммунально-бытовых нужд, а к потребителям, приравненным к населению, - лица, приобретающие услугу регионального оператора по обращению с ТКО в целях предоставления населению коммунальной услуги по обращению с ТКО. В соответствии со статьей 5 Областного закона основанием для предоставления льгот вышеуказанным лицам является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 N 86-в/1 (ред. от 30.09.2020) "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, в следующих размерах: с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года -579,54 руб./куб. м; с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года - 520,45 руб./куб. м, а также льготный единый тариф населению и потребителям, приравненным к населению, на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 520,00 руб./куб. м. Указанные тарифы не облагаются налогом на добавленную стоимость. В силу статьи 6 Областного закона компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, возникающих в результате установления льготных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, осуществляется путем предоставления указанным организациям субсидий из областного бюджета (далее - субсидии) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами производства и потребления. Субсидии предоставляются в соответствии с договорами на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, указанным в пункте 2 настоящей статьи, и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно пункту 3 которого по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного). По разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Таким образом, обязанность по возмещению заявителю его расходов обусловлена самим фактом наличия установленных публичным субъектом тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, и является следствием реализации соответствующим органом своих полномочий, ввиду чего при рассмотрении требований общества установление противоправности действий министерства не требуется, на что правомерно указали суды обеих инстанций. В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что истец в спорный период оказывал услуги в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, и обоснованно применял при этом тарифы ниже экономически обоснованных, он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период. Для подтверждения отражения в бухгалтерском учете общества сведений, представленных в расчетах фактической потребности в средствах субсидий за 2020 год, в министерство направлены обществом реестр актов оказанных услуг за январь - декабрь 2020 года, копии актов сверок с поставщиками, копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, копии актов оказанных услуг. В силу пункта 4.3.1.1 договора к расчету для подтверждения объемов оказанных услуг прилагаются регистры бухгалтерского учета за соответствующий отчетный период, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете объемов твердых коммунальных отходов, в отношении которых оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами населению и потребителя, приравненным к населению. В случаях, когда получатель является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, то к расчету прилагаются расчеты подтверждения объемов ТКО, в отношении которых оказаны услуги по обращению с ТКО населению и потребителям, приравненным к населению, по форме, утвержденной постановлением министерства, пописанные организацией, осуществляющей начисления по агентскому договору с получателем. В случаях, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО получатель не является, то подтверждение объемов оказанных коммунальных услуг по обращению с ТКО должно осуществляться путем предоставления подписанных актов об оказании услуг (или иных документов, подписанных обеими сторонами, подтверждающих объемы оказанных услуг по обращению с ТКО). По требованию министерства получатель предоставляет копии первичных учетных документов, в том числе: договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; выставленных населению платежных документов и иных документов, подтверждающих достоверность сведений, представленных в расчетах, а также документы, подтверждающие количество проживающих в многоквартирном доме жильцов. Как следует из материалов дела, для подтверждения отражения в бухгалтерском учете общества сведений, представленных в расчетах фактической потребности в средствах субсидий за 2020 год, обществом в министерство направлены реестр актов оказанных услуг за январь - декабрь 2020 года, копии актов сверок с поставщиками, копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, копии актов оказанных услуг (письмо от 03.02.2022 N 2733/02-02). Распоряжением от 01.03.2022 N 301р министерство отказало обществу в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2020 год в заявленной сумме, мотивировав тем, что представленные документы (материалы к расчету фактической потребности в средствах субсидии) не предусмотрены пунктом 4.3.1.1 спорного договора. Доводы министерства относительно не предоставления Обществом полного пакета документов для подтверждения расходов, подлежащих субсидированию, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку заявленный в расчете объем услуг, оказанных по льготному тарифу, подтвержден данными бухгалтерского учета, данными оборотно-сальдовых ведомостей по счету 62.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками", сформированных в разрезе отдельных потребителей услуги регионального оператора. Судами также принят во внимание факт оплаты потребителями услуг в заявленном обществом объеме, который также является доказательством надлежащего оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО потребителям, включенным в расчет убытков. Как следует из материалов дела, представленный истцом расчет убытков ответчик не опроверг, заявив формальные возражения, доказательств нарушения Обществом принятых по договору обязательств не представил, какие-либо возражения по поводу неоказания услуг или оказания их с нарушением условий договора Министерство не заявляло. С учетом изложенного и принимая во внимание, что компенсация возникших в ходе осуществления регулируемой деятельности потерь направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов. С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А05-2198/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.Р. Журавлева | |||
Судьи | Л.И. Корабухина Е.И. Трощенко | |||