ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 июля 2005 года Дело № А13-16076/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В., рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2005 по делу № А13-16076/04-19 (судья Потеева А.В.),
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Череповецкий хлебокомбинат» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения от 19.10.2004 № 03-09/3182/16-87 и требования от 19.10.2004 № 16144 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области; далее - Инспекция) в части доначисления и предложения уплатить 53 509 руб. 53 коп. налога на добавленную стоимость и 79 590 руб. 58 коп. налога на прибыль, начисления 9 791 руб. 78 коп. пеней за их несвоевременное внесение. Кроме того, Общество просит признать недействительным решение налогового органа в части привлечения его к ответственности в виде 26 620 руб. штрафов за неполную уплату названных сумм налогов на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Решением суда от 09.03.2005 требования Общества удовлетворены частично. Решение Инспекции от 19.10.2004 № 03-09/3182/16-87 признано недействительным в части взыскания 612 руб. 24 коп. штрафа за неуплату налога на прибыль, а также в части доначисления 3 674 руб. 40 коп. налога на прибыль и начисления соответствующей суммы пеней. Требование налогового органа от 19.10.2004 № 16144 признано недействительным в части уплаты 3 674 руб. 40 коп. налога на прибыль и пеней за несвоевременную уплату названной суммы налога. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2002 по 31.12.2003, в ходе которой выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 22.09.2004 № 16-15/6399.
В частности, Инспекция посчитала, что основания для уменьшения Обществом налогооблагаемой базы на 15 310 руб. расходов по установке в его автомобиле средств сигнализации и дополнительного оборудования (радиоприемника) отсутствуют.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 19.10.2004 № 03-09/3182/16-87 о доначислении Обществу налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности. Одновременно Инспекция направила заявителю требование от 19.10.2004 № 16144 об уплате в срок до 25.10.2004 доначисленных в ходе проверки сумм налогов и пеней.
Общество посчитало решение и требование налогового органа незаконными и оспорило их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества по эпизоду завышения на 15 310 руб. базы, облагаемой налогом на прибыль, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены такого решения суда.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическое получение дохода не является непременным условием для учета понесенных налогоплательщиком расходов при налогообложении прибыли. В пункте 1 статьи 252 НК РФ прямо указано, что расходы должны быть направлены на получение дохода, то есть осуществление налогоплательщиком определенных затрат должно преследовать цель получения дохода.
Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества установлен статьей 257 НК РФ. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Определение понятия «основное средство» приведено в пунктах 4 и 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 03.03.2001 № 26н. В соответствии с названными нормами к основным средствам относится часть имущества, используемая в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев (в том числе здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент и прочие основные средства). Кроме того, данное средство должно приносить доход в будущем и не предназначено для перепродажи.
В то же время в силу пунктов 50 и 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н (далее – Положение № 34н), не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
В Положении № 34н также перечислены активы, которые относятся к основным средствам; требования к стоимости и сроку полезного использования активов, при несоответствии которым предметы не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте. Для учета таких активов в целях бухгалтерского учета вводится понятие «единица бухгалтерского учета». Единицей бухгалтерского учета основного средства является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основного средства признается либо объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, либо отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В связи с этим в целях учета активов, состоящих из нескольких предметов, в составе основного средства прежде всего определяется инвентарный объект.
В пункте 10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91-н, приведен следующий пример: «Подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) - в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов».
Таким образом, из законодательства по бухгалтерскому учету не следует, что дополнительное оборудование - сигнализация и радио, подлежат включению в стоимость самого транспортного средства при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта по группе подвижного состава.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговый орган не доказал в соответствии с положениями налогового законодательства и статьями 65, 71 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность своих выводов относительно оценки установки сигнализации и радиооборудования в автомобиле как дообрудование основного средства.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 № 56, предусмотрено, что информация о наличии и движении принадлежащих предприятию основных средств, находящихся в эксплуатации, отражается на счете 01 «Основные средства». Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц, списывается со счета 08 «Капитальные вложения» в дебет счета 01 «Основные средства».
До приведения приобретенного имущества в состояние, в котором оно пригодно к эксплуатации, это имущество отражается на счете 08 «Капитальные вложения». Только после введения в эксплуатацию приобретенное имущество признается объектом основных средств и его стоимость отражается на счете 01 «Основные средства».
В соответствии с пунктами 20 и 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 № 33н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение основных средств, куда включаются и затраты по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Таким образом, до формирования первоначальной стоимости, складывающейся в том числе и из затрат на доведение объектов основных средств до состояния, пригодного к использованию, приобретенное имущество не может быть принято к учету как «основное средство».
Судом первой инстанции установлено, что автомобиль пригоден к эксплуатации независимо от наличия у него дополнительного оборудования и с момента приобретения может быть отражен на счете 01 «Основные средства» бухгалтерского учета Общества. Поэтому на основании положений подпунктов 6, 7 и 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ суд признал правомерным уменьшение доходов Общества на сумму расходов по установке сигнализации и радиооборудования в принадлежащем ему автомобиле.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда соответствующим материалам дела.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и у кассационной инстанции нет оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2005 по делу № А13-16076/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Дмитриев
Судьи Н.А. Зубарева
А.В. Шевченко