НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 05.02.2024 № А13-6154/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 февраля 2024 года

Дело №

А13-6154/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С.,

рассмотрев 05.02.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу
№ А13-6154/2023,

у с т а н о в и л:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, <...>
д. 15А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Милениум», адрес: 160000, Вологодская обл.,
<...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее - Общество), о взыскании 15 606 руб. 09 коп. излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2023 в удовлетворении требований Фонду отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2023 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования Фонда удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций нарушены положения части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006
№ 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). Фонд полает, что причинно-следственная связь между действиями Общества и излишней выплатой пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 установлена, так как именно направление Обществом реестров сведений в региональное отделение Фонда явилось причиной излишней выплаты пособия.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 20.08.2021 ФИО1 в спорный период являлась работником Общества по совместительству. Согласно трудовому договору от 07.10.2021 основным местом работы названного лица являлось Бюджетное учреждение здравоохранения «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова» (далее - Учреждение).

В обоснование требований Фонд сослался на то, что в адрес государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение), 10.01.2022 от Учреждения поступил электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листку нетрудоспособности № 910095259055, выданному за период с 19.12.2021 по 30.12.2021. В реестре указана сумма среднего заработка за 2019, 2020 годы в размере 1 006 809 руб. 23 коп., в связи с чем 14.01.2022
ФИО1 было выплачено пособие в размере 7447 руб. 59 коп.

Обществом в Отделение 23.01.2022 представлен электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листку нетрудоспособности № 910095259055, выданному за период с 19.12.2021 по 30.12.2021. В реестре указана сумма среднего заработка за 2019, 2020 годы в размере 1 006 809 руб. 23 коп., в связи с чем 31.01.2022 ФИО1 было выплачено пособие в размере 7447 руб. 59 коп.

В дальнейшем, 10.06.2022 в Отделение от Учреждения поступил электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листку нетрудоспособности
№ 910125227911, выданному за период с 24.05.2022 по 09.06.2022. В реестре указана сумма среднего заработка за 2020, 2021 годы в размере 973 473 руб.
29 коп., в связи с чем 17.06.2022 ФИО1 было выплачено пособие в размере 11 201 руб. 68 коп.

Также 22.06.2022 в Отделение от Общества поступил электронный реестр сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листку нетрудоспособности № 910125227911, выданному за период с 24.05.2022 по 09.06.2022. В реестре указана сумма среднего заработка за 2020, 2021 годы в размере 709 011 руб. 42 коп., в связи с чем 30.06.2022 ФИО1 было выплачено пособие в размере 8158 руб. 50 коп.

Отделением в адрес обоих работодателей застрахованного лица направлены уведомления о представлении документов, подтверждающих трудовые отношения с ФИО1 и справок, подтверждающих ее заработок в 2019-2021 годах.

В результате анализа представленных документов Отделение пришло к выводу, что пособие по временной нетрудоспособности ФИО1 по представленным Обществом электронным реестрам сведений по листкам нетрудоспособности № 910095259055 и 910125227911 в спорной сумме выплачено неправомерно, поскольку ФИО1 не работала в Обществе в 2019, 2020 годах.

Отделением в адрес Общества было направлено уведомление от 05.09.2022 с требованием возвратить 15 606 руб. 09 коп. излишне перечисленного пособия.

Письмом от 22.09.2022 Общество сообщило Отделению о несогласии с требованиями о возмещении ущерба, указав на наличие у Отделения сведений, достаточных для исключения излишней выплаты пособия.

Поскольку требование о возврате излишне выплаченной суммы пособия Обществом было оставлено без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

На основании пункта 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.

Частью 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком по каждому из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица.

Согласно части 16 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 13 Закона № 255-ФЗ).

По смыслу пунктов 17, 18, 19, 22, 44 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010, в составе сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрены в том числе данные о страхователях, у которых занято застрахованное лицо как на период временной нетрудоспособности, так и в расчетные периоды.

Частью 20 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, страховщик в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю либо в случае, указанном в части 19 настоящей статьи, застрахованному лицу извещение о представлении недостающих сведений или документов по форме, утверждаемой страховщиком. Страхователь либо застрахованное лицо при получении указанного извещения представляет страховщику недостающие сведения и документы в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020
№ 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, которое вступило в силу с 01.01.2021 (далее - Положение № 2375).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения № 2375).

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения № 2375, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения № 2375).

После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (пункт 10 Положения № 2375).

Пунктом 19 Положения № 2375 установлено, что за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» являются убытками, понесенными Отделением (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Общество действовало добросовестно и представило в Отделение все имеющиеся у него сведения о работнике
ФИО1, в том числе, об осуществлении работником трудовой деятельности по совместительству на основании трудового договора от 20.08.2021 № ТД/06.

Как установлено судами, реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листкам нетрудоспособности № 910095259055 и № 910125227911 поступили в Отделение от Общества позднее представления Учреждением таких реестров по тем же листкам нетрудоспособности, а также позднее назначения и выплаты
ФИО1 пособия по нетрудоспособности по реестрам, представленным Учреждением.

При этом, судебные инстанции приняли во внимание, что содержание представленных как Обществом, так и Учреждением реестров Фондом не было раскрыто, соответствующие документы в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.

Согласно графе 42 названного реестра «Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера» указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством Российской Федерации, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась.

Ссылка Фонда на пункт 3.23 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26 правомерно отклонена апелляционным судом как не подтверждающая обоснованность требований Фонда, так как сведения о справке от другого страхователя указываются при наличии такой справки.

Судом апелляционной инстанции также отмечено, что сам Фонд в апелляционной жалобе ссылался на то, что в представленных Обществом сведениях отражен доход, полученный у основного работодателя. При этом о том, что основным местом работы ФИО1 является Учреждение, а не Общество, Отделению должно было быть известно из представленных Учреждением сведений, имевшихся в Отделении на момент получения реестров Общества (на данное обстоятельство указано в частности самим Отделением в уведомлении от 23.08.2022).

С учетом того, что на момент получения реестров Общества Отделение уже располагало сведениями о подаче документов для обеспечения выплаты пособия по временной нетрудоспособности иным страхователем, а ссылка Фонда на то, что излишняя выплата пособия произведена Отделением исходя из факта работы застрахованного лица в Обществе в 2019-2020 годах не подтверждена надлежащими доказательствами, свидетельствующими о представлении Обществом недостоверных сведений о наличии факта работы ФИО1 в названных периодах, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности причинно-следственной между действиями Общества и возникшими у Отделения убытками.

Установление наличия или отсутствия прямой причинно-следственной связи между действиями Общества и причинением убытков, является вопросом факта, который находится в компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.

Изложенные в кассационной жалобе доводы Фонда являлись предметом рассмотрения судов, не опровергают их выводов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие Фонда с оценкой доказательств, данной судами, само по себе не может являться основанием для отмены судебных актов.

С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Судом кассационной инстанции не установлены нарушения судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу № А13-6154/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.

Судья Е.С. Васильева