АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 февраля 2015 года
Дело №
А42-1197/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Деевой Е.В. (доверенность от 26.12.2014), от Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Василенко Н.В. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев 04.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Третьякова Н.О.) по делу № А42-1197/2014,
у с т а н о в и л:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 09.12.2013 № 02.3-34/18212.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2014, требования Комитета удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2010 - 2012 годы, пени и налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по земельным участкам с кадастровыми номерами 51:01:0000000:0262, 51:01:0000000:0001, 51:01:2405001:0018, а также привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ по указанным земельным участкам в части, превышающей сумму штрафа в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, вышеуказанные земельные участки не относятся к объектам благоустройства муниципального образования города Кола и поэтому на них не распространяется льготное налогообложение.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка в отношении Комитета по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, о чем составлен акт от 25.10.2013 № 02.3-34/159 (л.д. 2-15 том 2) и с учетом возражений Комитета вынесено решение от 09.12.2013 № 02.3-34/18212 (л.д. 23-40 том 1), которым Комитету начислен земельный налог за 2010 - 2012 годы в общей сумме 2 661 076 рублей, пени в сумме 512 843 рубля 75 копеек и применены налоговые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 798 323 рубля и 532 215 рублей соответственно.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции в отношении земельных участков, используемых под кладбища.
Не согласившись с решением Инспекции, Комитет обратился в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций согласились с правомерностью доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:01:2206002:0006, находящегося в сельском поселении Междуречье Кольского района. Данные выводы в кассационном порядке не обжалуются.
Суды обеих инстанции удовлетворили заявленные требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:01:0000000:0262, 51:01:0000000:0001, 51:01:2405001:0018, расположенных на территории муниципального образования города Кола.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению в силе.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база (земельного налога) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Статьей 395 НК РФ установлены налоговые льготы по земельному налогу.
Ставки земельного налога, объекты налогообложения, льготы и сроки уплаты земельного налога на территории муниципального образования город Кола установлены решением Совета депутатов муниципального образования город Кола от 30.10.2008 № 42/46 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Кола», в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - решение Совета № 42/46, л.д. 15-16 том 3).
Пунктом 6.2. решения Совета № 42/46 предусмотрены дополнительные льготы к установленным статьей 395 НК РФ, в частности: освобождены от уплаты земельного налога учреждения и организации в отношении земельных участков, занятых объектами благоустройства и озеленения.
Решение Совета № 42/46 не содержит перечня объектов, относящихся к объектам благоустройства и озеленения.
Вместе с тем согласно выписке из реестра муниципального имущества города Мурманска от 28.03.2013 кладбища, расположенные на вышеперечисленных земельных участках, включены в перечень объектов недвижимого имущества (инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства) и являются муниципальной собственностью города Мурманска (решение Мурманского городского совета от 30.05.2005 № 9-104, договор о закреплении муниципального имущества от 10.06.2005 № 1147/02-2 с дополнительными соглашениями) (л.д. 27-55 том 3).
Суды обеих инстанций, отклоняя доводы Инспекции, обоснованно исходили из того, что к объектам внешнего благоустройства, являющимся объектами муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 Классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР, утвержденной Приказом Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 № 10, отнесены кладбища (л.д. 58-67 том 3).
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что Комитет в силу положений пункта 6.2. решения Совета N 42/46 освобожден от уплаты земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номера 51:01:0000000:0262, 51:01:0000000:0001, 51:01:2405001:0018.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу № А42-1197/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску – без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р. Журавлева
Судьи
Н.А. Морозова
С.В. Соколова