НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 04.06.2015 № А56-38803/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 июня 2015 года

Дело №

А56-38803/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С.,                 Соколовой С.В.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 29.12.2014),

рассмотрев 03.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КФ Лэнд» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу № А56-38803/2014,

                                               у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «КФ Лэнд», место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Маяковского, дом 3Б, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области, место нахождения: 198412, Санкт-Петербург, <...>, литера А, ОГРН <***> (далее - Инспекция), от 10.04.2014 № 5904 в части доначисления 1 350 975 руб. земельного налога, начисления 19 318 руб. 94 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде взыскания 258 817 руб. 02 коп. штрафа, а также об обязании налогового органа  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 1 629 111 руб. 14 коп. излишне взысканных налога, пеней и штрафа.

Решением суда первой инстанции от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 14.10.2014 и постановление от 22.01.2015 и принять по данному делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, Общество правомерно применило при исчислении земельного налога ставку 0,3 процента в отношении спорных земельных участков, которые отнесены к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для дачного строительства. Как указывает Общество, действующее законодательство не содержит ограничений на приобретение земельных участков под дачное строительство и на ведение деятельности по дачному строительству/хозяйству любыми юридическими лицами; вывод судов о том, что льготная налоговая ставка применяется только в случае некоммерческого использования земельных участков, не основан на нормах права. Более того, имеющиеся в деле документы подтверждают, что Общество фактически использует принадлежащие ему земельные участки в соответствии с целевым назначением, осуществляя ведение дачного строительства.

В судебном заседании представитель Инспекции отклонил доводы жалобы.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в период с 06.11.2012 по 31.05.2013 Обществу на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 156 810 кв. м с кадастровым номером 47:14:0901002:0056, приобретенный по договору купли-продажи от 01.10.2012 у ФИО2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для дачного строительства. Указанный земельный участок расположен по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Гостилицкое сельское поселение», <...> участок № 47.

В мае 2013 года Общество разделило земельный участок на 102 вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами с 47:14:0901002:1231 по 47:14:0901002:1332, право собственности на которые зарегистрировано заявителем 31.05.2013.

Общество 29.01.2014 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой исчислило к уплате налог по земельным участкам по ставке 0,3 процента от их кадастровой стоимости.

Налоговая ставка, примененная налогоплательщиком, установлена решением Совета депутатов муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 22.12.2011 № 63 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Гостилицкое сельское поселение» в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества или животноводства.

По результатам камеральной проверки полученной декларации Инспекция составила акт от 24.02.2014 № 8853 и приняла решение от 10.04.2014 № 5904 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 1 350 975 руб. недоимки по земельному налогу за 2013 год и начислено19 318 руб. 94 коп. пеней за нарушение срока его уплаты. Налогоплательщик также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 258 817 руб. 20 коп. штрафа.

В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на неправомерное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0,3 процентов по земельному налогу. Как указал налоговый орган, в данном случае применение налоговой ставки 0,3 процента допускается только в отношении земельных участков, которые предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998          № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ). Общество является коммерческой организацией, использующей спорные земельные участки в целях извлечения прибыли, а не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для дачного хозяйства, поэтому обязано исчислять налог по ставке 1,5 процента.

Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 23.05.2014 № 16-21-25/06363@ оставило без изменения решение Инспекции.

Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Таким образом, названной нормой предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства.

Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, установлены решением Совета депутатов названного муниципального образования от 22.12.2011 № 63 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Гостилицкое сельское поселение».

В частности, указано, что налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества или животноводства;

В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Законом № 66-ФЗ (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).

Согласно статье 2 Закона № 66-ФЗ он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и названного Закона допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.

Таким образом, несмотря на то, что действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «для дачного строительства», отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки используются Обществом для возведения индивидуальных дачных домов с целью их последующей перепродажи, суды обоснованно признали неправомерным применение Обществом пониженной ставки земельного налога 0,3 процента в отношении спорных участков.

Довод подателя жалобы о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков «для дачного строительства» позволяет в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, получил надлежащую правовую оценку.

Выводы судов согласуются с определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 305-КГ14-9101.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Поскольку при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц с 01.01.2015 составляет 3000 руб. (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанной суммы и составляет для юридических лиц 1500 руб.

При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину на основании платежного поручения от 03.03.2015 № 64 в сумме                  1000 руб., то есть в меньшем размере, в связи с этим с подателя кассационной жалобы следует взыскать в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу № А56-38803/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КФ Лэнд» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КФ Лэнд», место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Маяковского, дом 3Б, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Е.С. Васильева

 С.В. Соколова