НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 04.03.2005 № А05-14124/03-23

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 марта 2005 года

                  Дело №

А05-14124/03-23

          Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Чертилиной З.А.,

судей  Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,

при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области  Косцова О.В. (доверенность от 17.12.04),

          рассмотрев 02.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04  по делу № А05-14124/03-23 (судья Гуляева И.С.), 

                                                    у с т а н о в и л:

            Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее – Министерство труда), к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее – Управление социальной защиты), муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице Департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города Архангельска (далее – Департамент) и Управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска (далее – Муниципальное образование) о взыскании 491 527 руб. 50 коп. расходов, понесенных с связи с предоставлением в период с января по декабрь 2002 года  отдельной категории граждан, проживающих на территории Муниципального образования, льгот по оплате телефонана основании Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).

            Решением от 07.04.04 в иске отказано.

         В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

            Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.04  решение от 07.04.04  отменено, а  дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

            Решением от 16.11.04 с Минфина за счет казны Российской Федерации  в пользу Общества взыскано 409 606 руб. 25 коп. расходов. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Суд уменьшил размер взыскиваемой суммы в связи с вычетом из нее налога на добавленную стоимость.

             В апелляционном порядке решение от 16.11.04 не пересматривалось.

            В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт в связи со следующим: 

- Архангельская область не заявляла о предоставлении субсидий в большем объеме, чем это предусмотрено  законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, поэтому вывод суда о том, что Российская Федерация не выполнила обязательства по возмещению расходов истца, является неверным;

- Минфин не вправе превышать объем ассигнований на компенсацию льгот, заложенный в федеральном бюджете на текущий финансовый год;

В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что ее доводы необоснованны.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.             

            Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с января по декабрь 2002 года в соответствии со статьями 14, 15, 22 Закона предоставил 50-процентную скидку по оплате телефона инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам труда, проживающим на территории Муниципального образования.

Поскольку расходы, возникшие в связи с предоставлением названных льгот,  не возмещены, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

    Предоставление инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам труда льготы в виде 50-процентной скидки при взимании абонентной платы за телефон предусмотрено пунктом 9 статьи 14, пунктом 6 статьи 15, пунктом 7 статьи 22 Закона.

             В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) предприятия связи при предоставлении льгот по оплате услуг связи имеют право на возмещение недополученных доходов.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о связи расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о связи порядок возмещения названных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963, действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы (далее – Правила), финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации в текущем году.

     Как следует из Приложения № 15 к Федеральному закону от 30.12.01 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Закона составил 1 620 700 тыс. руб.

    В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство труда на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий  год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

 Факт получения Архангельской областью от Министерства труда ассигнований  на реализацию Закона в сумме 51 828 900 руб. установлен судом и подтверждается материалами дела.

     В то же время указанной суммы оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с реализацией Закона.

     Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы Общества, связанные с  предоставлением названных льгот, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.

    Довод жалобы о том, что Российская Федерация выполнила обязательство  компенсировать расходы, связанные с предоставлением упомянутых льгот, не может быть принят судом кассационной инстанции. Доказательства выделения из федерального бюджета Архангельской области субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере ответчиком не представлены.

То обстоятельство, что Архангельская область не заявляла о предоставлении  субсидий в большем размере, не может служить основанием для отказа компенсировать Обществу расходы, связанные с предоставлением льгот.

            Кассационная инстанция не усмотрела  нарушения судом норм  материального и процессуального права, в связи с чем не находит  оснований для  отмены обжалуемого судебного акта.

           Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа                                    

п о с т а н о в и л :

          решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04 по делу №А05-14124/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.              

Председательствующий

                     З.А. Чертилина

Судь Судьи

С.В. Афанасьев

 И.И. Кириллова                      С.В. Афанасьев

                                                                   И.И. Кириллова

                                                                                                                               2.1.2.5

                                                                                                                                    2.10.4.3.3