ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
04 марта 2005 года | Дело № | А05-14124/03-23 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.04),
рассмотрев 02.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04 по делу № А05-14124/03-23 (судья Гуляева И.С.),
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее – Министерство труда), к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее – Управление социальной защиты), муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице Департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии города Архангельска (далее – Департамент) и Управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска (далее – Муниципальное образование) о взыскании 491 527 руб. 50 коп. расходов, понесенных с связи с предоставлением в период с января по декабрь 2002 года отдельной категории граждан, проживающих на территории Муниципального образования, льгот по оплате телефонана основании Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).
Решением от 07.04.04 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.04 решение от 07.04.04 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Решением от 16.11.04 с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 409 606 руб. 25 коп. расходов. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Суд уменьшил размер взыскиваемой суммы в связи с вычетом из нее налога на добавленную стоимость.
В апелляционном порядке решение от 16.11.04 не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт в связи со следующим:
- Архангельская область не заявляла о предоставлении субсидий в большем объеме, чем это предусмотрено законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, поэтому вывод суда о том, что Российская Федерация не выполнила обязательства по возмещению расходов истца, является неверным;
- Минфин не вправе превышать объем ассигнований на компенсацию льгот, заложенный в федеральном бюджете на текущий финансовый год;
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что ее доводы необоснованны.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с января по декабрь 2002 года в соответствии со статьями 14, 15, 22 Закона предоставил 50-процентную скидку по оплате телефона инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам труда, проживающим на территории Муниципального образования.
Поскольку расходы, возникшие в связи с предоставлением названных льгот, не возмещены, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Предоставление инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам труда льготы в виде 50-процентной скидки при взимании абонентной платы за телефон предусмотрено пунктом 9 статьи 14, пунктом 6 статьи 15, пунктом 7 статьи 22 Закона.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) предприятия связи при предоставлении льгот по оплате услуг связи имеют право на возмещение недополученных доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о связи расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о связи порядок возмещения названных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963, действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы (далее – Правила), финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации в текущем году.
Как следует из Приложения № 15 к Федеральному закону от 30.12.01 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Закона составил 1 620 700 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство труда на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Факт получения Архангельской областью от Министерства труда ассигнований на реализацию Закона в сумме 51 828 900 руб. установлен судом и подтверждается материалами дела.
В то же время указанной суммы оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с реализацией Закона.
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы Общества, связанные с предоставлением названных льгот, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что Российская Федерация выполнила обязательство компенсировать расходы, связанные с предоставлением упомянутых льгот, не может быть принят судом кассационной инстанции. Доказательства выделения из федерального бюджета Архангельской области субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере ответчиком не представлены.
То обстоятельство, что Архангельская область не заявляла о предоставлении субсидий в большем размере, не может служить основанием для отказа компенсировать Обществу расходы, связанные с предоставлением льгот.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.04 по делу №А05-14124/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий | З.А. Чертилина | |||
Судь Судьи | С.В. Афанасьев И.И. Кириллова С.В. Афанасьев | |||
И.И. Кириллова | ||||
2.1.2.5
2.10.4.3.3