НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 03.10.2022 № А21-11851/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 октября 2022 года

Дело №

А21-11851/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Эдвижковой Е.Н. (доверенность от 10.01.2022 № 2),

рассмотрев 26.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кронлес» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу
№ А21-11851/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Кронлес», адрес: 238732, Калининградская обл., Краснознаменский р-н, пос. Тимофеево, Центральная ул., д. 22А, ОГРН 1103914000783, ИНН 3924004884 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), о признании незаконными действий, выразившихся в приеме лесных деклараций по Славскому лесничеству от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № 3С, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С и представлению в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛЕСЕГАИС) информации об указанных лесных декларациях, обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав путем внесения в ЛЕСЕГАИС сведений об удалении информации о лесных декларациях по Славскому лесничеству от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № 3С, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С.

Решением суда первой инстанции от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, заявление Общества удовлетворить.

Податель кассационной жалобы полагает, что принятием лесных деклараций, поданных неуполномоченным лицом, Министерство нарушило его право на заготовку древесины.

Представитель Министерства в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет заготовку древесины на основании заключенного по результатам торгов договора аренды лесного участка от 08.07.2010 № 158-з.д.

К обязанностям Общества как арендатора лесного участка относится подача лесных деклараций в Министерство.

Поступившие в Министерство 17.05.2021, 27.06.2021, 15.07.2021 и 30.08.2021 лесные декларации, подписанные генеральным директором Ивановым И.А., приняты и размещены в системе ЛЕСЕГАИС.

Общество, посчитав нарушенными свои права принятием Министерством лесных деклараций за подписью неуполномоченного лица, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что действия Министерства по приему лесных деклараций соответствуют положениям нормативных актов в области спорных правоотношений и отвечают основным принципам лесного законодательства, закрепленным в Лесном кодексе Российской Федерации.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, при этом для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (статья 29 ЛК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.

В частях 1 и 2 статьи 26 ЛК РФ установлено, что лица, которым предоставлены в аренду лесные участки, ежегодно подают в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).

Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее - Порядок № 539).

В силу пункта 3 Порядка № 539 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Основанием для отказа в приеме лесной декларации является выявление несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, установленным Порядком № 539, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений (пункт 6.1 Порядка № 539).

Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641, в подпункте 2 пункта 2.11.1 предусматривает закрытый список оснований для отказа в приеме лесной декларации; таким основанием, в частности, является недостоверность сведений, указанных в лесной декларации.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом наличия корпоративного спора и действия обеспечительных мер, в силу положений статей 52 - 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 96 АПК РФ, статьи 35, пункта 8 статьи 37, статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство правомерно приняло лесные декларации Общества от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № 3С, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С, подписанные генеральным директором Ивановым И.А.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Общества сведения о Сухомлине С.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, внесены 21.09.2021.

Как верно отмечено апелляционным судом, Министерство не нарушило права и интересы Общества принятием лесных деклараций не нарушены.

Вопреки доводам Общества, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Иное толкование Обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводы судов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу № А21-11851/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кронлес» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кронлес», адрес: 238732, Калининградская обл., Краснознаменский р-н, пос. Тимофеево, Центральная ул., д. 22А, ОГРН 1103914000783, ИНН 3924004884, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.08.2022 № 169.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая