НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 03.08.2022 № А56-63730/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 августа 2022 года

Дело №

А56-63730/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

при участии отМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Санкт-Петербургу Дорофеевой Т.В. (доверенность от 18.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью «Индустрия Салихова» ГригорьеваА.В. (доверенность от 11.12.2020),

рассмотрев 01.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Индустрия Салихова» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А56-63730/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Индустрия Салихова», адрес: 191144, Санкт-Петербург, 10-я Советская ул., д. 15/27, кв. 8, ОГРН 1177847102454, ИНН 7842130645 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 46 - 48, лит. А, пом. 39-Н, ОГРН 1047846000146, ИНН 7842000011 (далее - Инспекция), по возмещению 371 218 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2020 года, о взыскании 371 218руб. НДС.

Решением суда от 30.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.

Податель кассационной жалобы настаивает на неправомерности отказа налогового органа в возмещении НДС, поскольку уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2020 с «нулевыми» показателями в налоговый орган Общество не представляло.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество 02.04.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представило в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2020 года, в которой отразило подлежащую возмещению сумму НДС в размере 371 218 руб. Данная налоговая декларация подписана электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) единоличного исполнительного органа Общества Салиховой Х.Ф.

До окончания срока проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации в налоговый орган 18.06.2020 поступила по ТКС уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2020 года (корректировка № 1) с «нулевыми» показателями, в которой подлежащая возмещению сумма налога отражена в размере 0 руб.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекция, установив, что в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2020 года НДС к возмещению не заявлен, не произвела возмещение Обществу 371 218 руб. НДС.

Указывая на необоснованное уклонение Инспекции от совершения действий по возмещению 371 218 руб. НДС, Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).

Решением Управления от 07.06.2021 № 16-19/34883 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Считая бездействие Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2020 года НДС к возмещению не был заявлен, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения спорной суммы НДС и отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Частью 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с этим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с этим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В силу пункта 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога,  налоговый орган проводит  камеральную налоговую проверку с учетом особенностей, предусмотренных этим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

По окончании камеральной проверки декларации по НДС в течение семи рабочих дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм при условии, что при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 176 НК РФ).

Суды установили, что до окончания камеральной налоговой проверки в Инспекцию 18.06.202 по ТКС поступила уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2020 года с «нулевыми» показателями, подписанная ЭЦП единоличного исполнительного органа Общества.

Довод Общества о том, что оно не подавало уточненную налоговую декларацию с «нулевыми» показателями, был исследован судами и получил оценку исходя из имеющихся в материалах дела доказательств.

Суды указали, что уточненная налоговая декларация соответствовала требованиям статей 80, 81 НК РФ; доказательств, свидетельствующих о том, что ЭЦП по сертификату сроком действия 17.09.2021 Салиховой Х.Ф. не оформлялась, имеют место мошеннические действия третьих лиц, признания ЭЦП недействительной, материалы дела не содержат.

Поскольку в уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года НДС к возмещению не был заявлен, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия решения о возмещении Обществу НДС в сумме 371 218 руб. в силу положений статьи 176 НК РФ.

Оснований не согласиться с данным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.

Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального к установленным обстоятельствам.

Довод подателя кассационной жалобы относительно ненадлежащей оценки судами ряда доказательств не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов. Вопрос достоверности, относимости, допустимости и взаимной связи доказательств разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, при этом определение круга допустимых и относимых доказательств не входит в число вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства. Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судами не допущено. Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств само по себе не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.

Также следует принять во внимание, что Общество не лишено возможности подать уточненную налоговую декларацию за 1 квартал 2020 года.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А56-63730/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Индустрия Салихова» - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Соколова